Дерзкий мачо из Волновахи

Эдуард Бредун

Актерская судьба, она ведь привередлива, капризна и прогнозируется слабо. Кому-то валом валит, от кого-то валом отваливает… Иной исполнил добрые две сотни ролей, а публика воспринимает его так: «Ну этот, как его? Ты же знаешь его, да? Который еще с тем в том кино играл, там еще вот эта красивая была…»

Как не продуть шведам на своем поле?

Бывает другое – удачный эпизод, заноза в памяти миллионов зрителей на долгие времена, но опять-таки не факт, что каждый фамилию вспомнит. Образ – да! Имя – нет. Собственно, а не всем быть Андреем Мироновым или Юрием Никулиным, фильмы с чьим участием можно пересчитывать толпой друзей во время застолья и десятками наименований. Но вклад в большое кино, даже в малом эпизоде, тоже дорогого стоит.

Уверен, что нашего сегодняшнего героя знает каждый рожденный в СССР и уже поколение или два даже постсоюзных ребят. С именем, конечно, будут затруднения. Но только благодаря коммерческой сметке, смелости (посадить ведь могли элементарно) и природной дерзости этого героя изобретатель Шурик Тимофеев смог-таки отправить обратно в давние времена царя Иоанна Васильевича (позывной Грозный) и вытащить из-под бердышей свирепых опричников управдома Буншу и Жоржа Милославского. Не найдись дефицитных транзисторов у обаятельного безымянного барыги в классической комедии Леонида Гайдая, и всё – пиши пропало. Нет царя – нет страны. Шведы обыгрывают на нашем поле вчистую, татары Казань вернули, позор и забвение.

А между тем образ не такой и безы­мянный. Вот этого эффектного усача с картинки исполнил совершенно конкретный человек, больше того, наш земляк. Звали актера Эдуард Бредун, а родился он в Сталинской области, в славной, но нынче временно оккупированной супостатами Волновахе. Появился на свет этот дивный лицедей и дамский угодник, исполнивший одних только киноролей больше полусотни (это не считая театра и озвучки), 6 октября 1934 года. Из почтения к его родителям скажу, что звали их Александр Евдокимович (из крестьян, но стал военным топографом, что несомненный социальный лифт) и Тамара Семеновна (железнодорожная служащая).

Бугай-грубиян

Детство Эдика прошло в наших краях, а потом началось. Война, сами понимаете, застала его в вовсе нежном еще возрасте. Отец оказался важным для обучения советских офицеров человеком, так что все семейство отправилось в эвакуацию в Казахстан. Затем, когда немцев погнали, Бредуны переместились в Тамбов, где младший поступил в Суворовское училище и грыз там не самый мягкий монолит – армейскую науку, долгих 7 лет. Но на службу не попал. Что-то там со здоровьем приключилось. Тогда он перебрался в Молдавию, завершил среднее образование, затем (это надо!) поступил во ВГИК. В 1957-м закончил курс обучения и отправился в Театр-студию киноактеров.

Собственно, казалось бы, сразу успех. В 1958 году Эдуард Бредун сыграл главную роль лихого молодого большевика в фильме «Ветер». Скорее всего, это и оказалась наиболее его масштабная работа для большого экрана, хотя точно судить не берусь, тут вопрос к кинокритикам. В любом случае потом у исполнителя все больше попадались эпизодические роли, причем Бредуна преследовало по пятам амплуа бугая-грубияна.

Зато на съемках «Ветра» он познакомился с целым созвездием будущих звезд советского кино. Главное, там снимался в роли красного командира Науменко Леонид Гайдай. Это судьба! Потом Леонид Иович благоволил Бредуну, пусть и в маленьких ролях, но снимал его в своих знаковых фильмах. Спекулянт из «Ивана Васильевича», конечно, самый яркий. Кстати, в этом фильме Эдуард Бредун пересекся с другими своим партнерами по «Ветру» – Александром Демьяненко и Юрием Яковлевым.

Кроме «Ивана Васильевича» (1973 год), Гайдай, который, надо заметить, имел определенный круг актеров-любимцев, за что ему отдельное зрительское спасибо, позвал Бредуна еще в «12 стульев» (1971, Паша Эмильевич), «Не может быть!» (1975, помощник скупщика мебели), «Инкогнито из Петербурга» (1977, трактирщик). Да, согласен, не Гамлет и не Макбет. Но тут, учтите, эпизоды в фильмах великого Гайдая, у которого сыграть кучку снега во дворе бывало престижней и для биографии полезней, чем побыть у других режиссеров в ультрадраматических ролях.

Два Остапа, два Кисы и один Бредун

Забавно, что Эдуард Александрович стал одним из десяти актеров, наравне с Савелием Крамаровым и Георгием Вициным, кто выступил в двух знаменитых постановках «12 стульев». Первая, понятное дело, принадлежала режиссуре Гайдая, титульную пару героев исполнили Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов.

Вторая экранизация была отдана Марку Захарову, у которого играли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Надо же, но Миронов с Папановым, оказывается, пробовались и у Гайдая, но не смогли того убедить. А Захарова, выходит, смогли.

Бредуну, надо сказать, дважды повезло сродниться с «голубым воришкой», Альхеном, но если в гайдаевской комедии он стал пресловутым Пашей Эмильевичем, то в захаровской – родственник, просто родственник, не более того. Жулик, понятно. Такое уж у него амплуа было, у Бредуна-то. Да и у Ильфа с Петровым такие персонажи в изобилии.

Горловский дядя и путь во мраке

Но вы помните, что мы же толкуем об актере как о нашем земляке с большого экрана. А получается, что он как порадовал своим появлением на свет акушерок Волновахи, так и отправился скитаться по свету, не заскакивая на малую родину. В принципе, и это было бы достаточным информационным поводом для настоящей публикации.

Но оказалось, что Бредун и потом, по ходу своей артистической карьеры, временами наезжал в Донбасс. С гастролями, понятно. Сохранились воспоминания его родственника. Дело в том, что родной брат отца Бредуна – Павел Евдокимович – обосновался в Горловке. И Эдуард, случалось, заезжал к нему в гости. Причем в окружении знаменитых актеров, например Николая Рыбникова, Василия Ливанова, Олега Онуфриева, Муслима Магомаева, Марка Бернеса. Сильная массовка, согласитесь. Бернес по тем временам и вовсе суперстар. С Бредуном приезжала и его супруга Изольда Извицкая, красавица, популярная актриса, лакомый кусочек и проблема для воздыхателей…

Вот, приходится сказать, что с личной жизнью у этой пары все вышло сложно. У актеров нередко семьи тасуются, как колода в вульгарной трыньке. Вольность нравов необычайная! Плюс обостренное чувство прекрасного, жгучие эмоции, непреодолимые страсти, обильный алкоголь и прочие излишества нехорошие.

Извицкая до Бредуна была с Раднэром Муратовым, ленинградским татарином, прославившимся ролью Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи». Потом объявился дерзкий мачо из Волновахи, порывистый и непредсказуемый… Бредун и Муратов вместе играли в «12 стульях» и «Не может быть!» А Изольду прибрал к рукам наш земляк. Второй вопрос, был ли он этим доволен.

Как почитаешь биографии этой артистической четы, не поймешь, кто был талантливей, кто кому завидовал, кто кого спаивал. Квасили, не сомневаюсь, крепко оба, сжигали себя, расстались, искали что-то и, как мне кажется, так до конца найти и не смогли. Изольда умерла среди пустых бутылок в какие-то 38 лет (1971 год), Эдуард не дотянул до 50 (1984). А вечный свой приют обрели не очень далеко друг от друга, на Востряковском кладбище Москвы.

Кино – это ведь веселье и развлечение для зрителей. Актерам не всегда получается выйти из творческого напряжения с минимальными потерями. У Извицкой и Бредуна, во всяком случае, жизни вышли яркие, но краткие и полные не только светлых тонов.. А такие эффектные люди, талантливые, незаурядные… Жаль, конечно.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован газетой «Донецкое время» 25 января 2017 года

Вам также может понравиться...

комментария 2

  1. Всегда любила этого актера и помню все фильмы с его участием. Запомнила с первых фильмов -«Ветер», «Коллеги». Да не звезда, но без таких актеров не мыслимо наше кино. Что касается личной жизни — это как было угодно Богу уготовить ему такую судьбу.

Добавить комментарий