Луческу: Мне надо думать, как сохранить имидж «Зенита»

Я и великие

От автора. Это первое интервью Мирчи Луческу, данное им в России в качестве главного тренера питерского «Зенита». Для меня, разумеется, большая честь. И встреча была теплой, приятной. 10 лет вместе работали – это вам не шуточки.


Перед вами первое эксклюзивное интервью, которое главный тренер «Зенита» Мирча Луческу дал в России (за исключением СМИ петербургского клуба, само собой, это святое). Приятно и лестно, чего там говорить. Мистер и его команда прибыли 22 июля в Москву, чтобы на следующий день потягаться за Суперкубок России с ЦСКА. Дебют Луческу в российском футболе, между прочим, это осознавать надо. Упустить такой случай ваш автор решительно не мог. Тем более, что десять лет, которые мы проработали вместе с Мирчей Луческу в донецком «Шахтёре», требовали встречи и общения.

Мистер пригласил приехать после вечерней тренировки. «Зенит» расположился в одном из корпусов измайловского гостиничного мега-массива, чтобы быть поближе к стадиону «Локомотива», арены Суперкубка-2016. Впрочем, в Москве близкое расстояние на самом деле далеко не всегда то, чем кажется. Команда с тренировки задерживалась, трафик, знаете ли, но ожидание того стоило. Это была приятная и радостная встреча. И не только с Луческу, но и со всем его штабом, перекочевавшим из «Шахтёра» в «Зенит». Ассистент главного тренера Александр Спиридон, тренер по физподготовке Карло Николини, тренер вратарей Томислав Рогич, массажист-песенник Виктор Гексан – знакомые люди, коллеги, друзья и товарищи, только цвета формы у них теперь другой, и чемпионат, и клуб. А футбол остался прежний, высокого качества, а это главное. Жалко, еще один бывший «горняк» Массимо Уголини не смог прибыть. Остался в Питере индивидуально заниматься с игроками, у которых восстановительный период.

Мирча Луческу позвал ужинать с командой. За трапезой вспоминали былые приключения, игры и победы, страны и континенты, друзей, Донецк. Поскольку я дома довольно часто бываю, рассказал тренерам кое-что о боевых буднях и тревожных реалиях нашего города. Видел реакцию, искренние переживания. Донецк – это ведь любовь навсегда для тех, кто там жил и работал. Товарищеская беседа за чашечкой кофе – одно удовольствие, а интервью – другое, но тоже удовольствие. В какой-то момент формат встречи изменился, во всяком случае, на стол улегся  диктофон. Александр Спиридон любезно помог с переводом с румынского. Луческу верен традиции, интервью дает на родном языке, для точности формулировок. Хотя светскую беседу мы вели, разумеется, по-русски.

 Мистер, на самом деле я знаю ответ на первый вопрос. Потому что, уже давно с вами знаком. Но правильно будет, если болельщики получат информацию из первых рук. Скажите, зачем вы перешли в чемпионат России? Он сложный, заковыристый, да и климат здесь еще тот. Могли бы отправиться в Турцию, которую знаете досконально. Могли купаться в обожании болельщиков, солнечных лучах и теплом море…

— Я хотел попробовать что-то действительно новое. 12 лет проработал в одном чемпионате, клубе. Мне кажется естественным и логичным узнать новую страну, новое первенство. Собственно, это ведь принцип моей жизни – познавать новое. Ты правильно говоришь, Руслан, в чемпионате Турции я все знаю. Мне удалось оставить там о себе хорошую память после работы в «Галатасарае» и «Бешикташе». Вполне возможно, что пойди я сейчас в «Фенербахче», те люди, которые меня уважали в двух клубах, которые я раньше тренировал, сменили бы свое мнение обо мне. Перестали бы уважать! А мне хочется, чтобы все хорошее, что я там сделал, осталось в памяти на долгие-долгие годы, и чтобы мнение обо мне не менялось.

Пожалуй, и творческий вызов в России значительней?

— Конечно, мне интересно сравнить российский и украинский чемпионаты. Считаю, что первенство России посильнее, есть 5-6 команд, которые и в этом году наверняка будут бороться за золото. В принципе, украинские клубы не слишком уступали российским. Иногда выигрывали одни, иногда другие. Ты же знаешь, что «Шахтёр» нередко встречался с командами из России в различных товарищеских турнирах, на сборах, с теми же ЦСКА и «Зенитом», и нередко мы обыгрывали их. Но увидеть чемпионат изнутри – это, разумеется, совсем иное дело. И, тем более интересно поработать с «Зенитом», который существенно вырос за последние годы, стал клубом европейского уровня. Принимая решение о переезде в Санкт-Петербург, я много разговаривал с Толей Тимощуком. И он меня убедил, что это сильный клуб, способный выйти на еще более высокий уровень и добиться громких побед. Потому я здесь, и настроен на большую работу.

Чемпионат Украины, в значительной мере, был состязанием двух главных команд – «Шахтёра» и киевского «Динамо». В России ситуация принципиально отличается, претендентов много…

— Это сейчас чемпионат Украины свелся, в основном, к этим двум клубам. Ведь сама по себе обстановка в стране экстраординарная. А совсем недавно все было иначе. Имелось, минимум, четыре серьезных команды, способных биться и побеждать, невзирая на соперника. На Украине был сильный чемпионат, напряженный. Вспоминаю, как непросто складывались наши встречи не только с «Динамо», но и с «Днепром», и с «Металлистом», донецкий «Металлург» мог дать бой. Победы нам доставались совсем нелегко. Да взять хотя бы выездные игры с «Волынью» (Луцк) или с «Севастополем» — это никогда не было развлекательной прогулкой.

Но вы только что сами сказали, что общий уровень чемпионата России выше.

— В последние годы даже нельзя сравнивать эти два первенства. В силу целого ряда причин. Да, разумеется, чемпионат России сильнее. Существенные преобразования происходят в футбольной инфраструктуре, строятся современные стадионы. Клубы развиваются, приглашают квалифицированных зарубежных игроков. Легионеры здесь выше уровнем, чем в Чемпионате Украины, за исключением, разумеется, «Шахтёра» и «Динамо».

Когда стало известно о вашем переходе в «Зенит», в российской прессе вспыхнула небольшая дискуссия, мол, как же вы справитесь с такими звездами, как Халк, Витсель. Пока обсуждали, Халк уже покинул Санкт-Петербург…

— Тут, между прочим, занятный момент. Когда я подписывал контракт, была одна команда. А проснулся, состав уже другой. Такое впечатление, что я приношу деньги клубам, в которые прихожу.

Вот тут у меня ни малейших сомнений!

— Мне было бы приятно, если бы состав «Зенита» остался таким же, как и в минувшем сезоне, с Халком, Витселем, Данни. Это была очень сильная команда, которая, правда, не вполне реализовала весь свой потенциал. А теперь мне надо думать, как сохранить на самом высоком уровне имидж «Зенита», который он заработал в последние годы. Придется менять игровую систему в отсутствие ведущих игроков старого состава. Прежняя схема игры «Зенита» замыкалась на Халке, которого, честно скажу, заменить крайне сложно. Когда я первый раз общался с командой, я сказал, что ответственность, лежавшая на трех игроках, которых я чуть раньше назвал, теперь перераспределяется на всех. Поэтому, теперь должно быть больше игровых взаимодействий. Игроки должны понять, что они все, без исключений, обязаны сделать особые усилия для того, чтобы заменить исполнителей, которых уже не будет в команде. Мне хочется, чтобы «Зенит» показывал более атакующий футбол, чем ранее. Все же, прежняя команда крайне зависела от Халка. Да и Витсель с Данни были ключевыми фигурами, через них проходило большинство действий команды. Мне же хочется, чтобы в атакующих действиях принимало участие большее число игроков.

И что парни, приняли вашу идею?

— В последних играх, проведенных «Зенитом» на сборах, я заметил, что мои футболисты прониклись этой мыслью. Стали больше играть комбинационно. «Теперь нет Халка, — сказал я им. — Всё, забудьте! Есть вы, все остальные, и будем надеяться, что среди вас найдется новый Халк».

Вы предполагаете делать еще приобретения?

— Да. Практически оформлен контракт с Жулиано. Ты наверняка помнишь его по играм за «Днепр».

Конечно, отличный футболист.

— Он очень важный игрок «Гремио», капитан команды, что уже говорит о многом. Это футболист, который прошел через все бразильские сборные. Четыре года Жулиано выступал на Украине, пожалуй, был лучшим легионером «Днепра». А ему всего лишь 26 лет, он уже профессионал высокого уровня и с прекрасной перспективой.

Еще мы подписали Роберта Мака. Это универсал, способный действовать на любой позиции, хоть справа, хоть слева, хоть в центральной зоне. Сильный и амбициозный игрок, быстрый и агрессивный. Выступает за сборную Словакии. Считаю, что он подходит под чемпионат России, в котором проповедуется мощный, атлетичный футбол и играют команды, хорошо физически подготовленные.

Пока мы надеемся на усиление от этих двух парней. И посмотрим, что будет дальше.

— Украинская пресса регулярно сообщает, что вы хотите видеть в «Зените» то одного, то другого игрока «Шахтёра». Это так?

— Я говорил и еще раз повторю, что ни одного игрока «Шахтёра» я брать не буду. Всех их я люблю, с ними я много работал, растил, создавал эту команду, слежу за их играми… Знаешь, это такой сентиментальный и очень непростой момент. «Шахтёр» — это мое детище, переживающее сейчас непростые времена. Я не стану создавать для него сложности. Так что все это досужие сплетни. Журналистам, скорее всего, приятно придумывать что-то новое, чтобы их читали. Хотя, в данном случае, поступая таким образом, они делают плохо и «Шахтёру», и мне лично.

Раз уж мы вспомнили журналистов, можете ли вы уже оценить, насколько схожи или отличаются подходы украинской и российской спортивной прессы?

— Пока мне непросто провести такое сравнение. Я еще недостаточно хорошо знаком с российской прессой. Все последнее время мы были на сборах за границей, в Санкт-Петербурге практически не находились, так что я слабо следил за публикациями и телевидением. Могу лишь сказать, что порой журналисты интерпретируют информацию не так, как она есть на самом деле. Они пишут, как должно было бы быть по их мнению. Но часто оно далеко от реальности. Впрочем, такое можно встретить во многих странах. Я же высоко ценю журналистов, которые профессионально и ответственно работают с информацией, не искажают ее, анализируют. Есть журналисты, которые информируют читателей или телезрителей о подлинном положении вещей, а есть те, кто просто высказывает свое мнение. Впрочем, нужны и те, и другие.

Мне довелось посмотреть практически все основные матчи «Зенита» на сборах, они транслировались на канале «Матч». И во встрече с «Монако» у комментаторов промелькнула мысль, вот-де начинает просматриваться стиль игры Луческу. А вы уже видите в «Зените» тот стиль, который закладываете?

— Сейчас мы как раз работаем над ним, пытаемся его менять по сравнению с прошлым сезоном. Этот стиль формировался и отрабатывался многие годы. В «Зените» собраны хорошие, техничные игроки, опытные профессионалы. Они знают, как интерпретировать то, что я им говорю. И применяют это на практике. Я сам даже немного удивлен, как быстро они адаптируются к стилю, который я пытаюсь им привить. Впереди, конечно, еще достаточно работы. Приходится многое перестраивать. Если взять даже игры на сборах, то в них отсутствовало 4-5 значительных игроков из прошлого состава. Зачастую выступали игроки, пришедшие из аренды, из второй команды, но, в целом, мне понравилась наша игра. А самое главное, она понравилась футболистам. Для всех, и для игроков в первую очередь, самое важное – результат. Если же он достигнут еще и зрелищной игрой, тогда приятно вдвойне.

 Скорее всего, даже наверняка, вам не избежать сравнения организации работы в «Шахтёре» и «Зените». Насколько похож, соразмерим уровень клубов в этом смысле?

— Очень сложно сравнивать, хотя бы потому, что последние два года «Шахтёр» подстраивался под сложнейшие условия, в которых он оказался. Жить два года в отеле, из которого и руководить клубом международного класса – это далеко непросто. Тем больший почет и уважение тем людям, которые сохранили «Шахтёр» на таком высоком уровне, президенту Ринату Ахметову в первую очередь, но и игрокам, работникам клуба тоже. Это были два очень сложных года. Но, думаю, что и это время тоже было по-своему продуктивным. За два года не купили ни одного игрока, аккумулировали внутренние возможности, привлекали к выступлениям своих воспитанников. И, учтите, довольно много квалифицированных игроков покинуло команду. Но за их спинами выросли другие исполнители, они и вошли в состав.

После завершения работы в «Шахтёре» вы созваниваетесь с Ринатом Ахметовым, общаетесь по каким-то вопросам?

— Да, разумеется. У нас отличные отношения. И расстались мы хорошо, с надеждой, что когда-нибудь снова встретимся, в лучших, чем теперь, условиях. Когда будет мир и тишина, когда «Шахтёр» сможет вернуться и сыграть на «Донбасс Арене». Наверняка и я там тоже буду присутствовать.

Удалось ли вам посмотреть Суперкубок Украины?

— Нет. Мы были в Швейцарии и там это сделать было не так просто.

Среди моих московских друзей большинство болельщики ЦСКА. Что накануне матча за Суперкубок России по-своему пикантно. Так вот, некоторые из них, наиболее тонко чувствующие футбольную ситуацию, прокомментировали ваше появление в российском чемпионате так: «Беда пришла!» Считают, что теперь будет сложно выиграть золотые медали. В помощь ли вам такое настроение соперника?

— Приятно, что меня так оценивают, причем за пределами чемпионата Украины, в котором я трудился 12 последних лет. Воспринимаю это как знак уважения к феномену «Шахтёра». Да, это лестный, позитивный момент. Но он и обязывает ко многому. Впрочем, у меня всегда были хорошие помощники, футболисты. И у меня всегда было такое чувство, что я могу убедить своих подопечных играть еще лучше. Возможно, это самое ценное мое тренерское качество. Если это позволит сделать чемпионат России более интересным, еще поднять его уровень, я был бы очень доволен. Тем паче, все это происходит в преддверие чемпионата мира, который состоится в России. Чувствую большую ответственность. Я здесь для того, чтобы помочь своим опытом, сделать еще что-то полезное для футбола. Но главное мерило всему – результат. Только поле покажет, что получится на самом деле. Я же стану предпринимать все возможное, чтобы помочь и «Зениту», и всему российскому чемпионату стать интересней, зрелищней.

 Только появилась новость о вашем переходе в «Зенит», я тут же стал кем-то вроде эксперта по Луческу. Российские коллеги знали, что мы с вами много лет работали вместе и стали обращаться с вопросами, чего теперь ждать от нового наставника питерцев, какой он… И все в таком роде. Я, само собой, охотно рассказывал. В частности, обещал, что с вами никому не будет скучно, ни «Зениту», ни соперникам, ни судьям, ни прессе…

— Но, пусть учтут, что может быть, и полемики добавиться.

 Представьте себе, это я тоже обещал, так что, Мистер, не подведите.

— Это же часть футбола, часть спектакля. Просто нельзя оставаться безразличным к тому, что происходит.

 Публике всегда интересны личностные моменты жизни людей футбола. Как вы устроились, как вписываетесь в Санкт-Петербург?

— Тщательно изучить город я еще, понятно, не успел. Команда больше была на сборах в Австрии и Швейцарии. Но те прогулки, которые у меня уже были, дали массу ярких эмоций. Санкт-Петербург впечатлил! Мне еще многое предстоит увидеть и примерить к образам, которые я знаю по книгам. Я ведь много читал о российской истории, о династии Романовых. Теперь же смогу увидеть знаковые места, где творилась история России. Надеюсь, что у меня для этого будет и время. Хочу поближе познакомиться с Санкт-Петербургом. Правда, моя супруга Нелли уже взяла меня за руку и отвела в дом-музей Александра Пушкина. Мы посмотрели, где жил поэт. Около двух часов потратили на изучение четырех комнат.

 Если Нелли взялась за дело, я спокоен. Помню, на Украине ее интересовали места, связанные с Николаем Гоголем.

— Конечно. Диканька! Еще она все время хотела посетить место, где была Молодая Гвардия, Краснодон…

 Скажите, в «Зените» вас называют Мистер, как и в «Шахтёре»?

И тут случилась пауза. Мирча Луческу задумался, посмотрел на своих помощников…

— Как-то не очень обратил внимание… Мне кажется, что да. Вот Александр (Александр Спиридон – прим. авт.) говорит, что да, Мистер. В принципе, не суть важно, как они будут меня называть. Главное, чтобы хорошо играли и давали результат. И тогда все будет прекрасно.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 23 июля 2016 года

Вам также может понравиться...

комментария 4

  1. Скоро с Толей Тимощуком встретитесь. Пожмете друг другу руку? Если это личное,можете не отвечать.Пойму.

  2. Ну если Вы вхожи в окружение Луческу,то встреча логично,разве что вы и Анатолий постаретесь ее избежать.

Добавить комментарий