Холостой выстрел из Донбасса по Америке

Аврора

«Аврора, или Что снилось спящей красавице», 2006 год, телеканал «Интер»

Афиша

Режиссер: Оксана Байрак

Сценарист: Пётр Гладилин

Оператор: Виталий Коневцов

Композитор: Валерий Тишлер

Актеры: Анастасия Зюркалова, Дмитрий Харатьян, Эрик Робертс, Анастасия Меськова, Анастасия Сердюк, Станислава Хоменко, Валентин Преториус, Екатерина Качан, Олег Масленников, Римма Зюбина, Виктор Степанов, Влад Герасимов, Яна Трунова, Ирина Погуляй, Алла Масленникова.

Что за кино-то?

В 2005 году, в Донецке снималась значительная часть фильма «Аврора, или Что снилось спящей красавице». Шумиха вокруг картины Оксаны Байрак стояла изрядная. «Оскары» авансом отсыпали, а как же? В принципе, не возбраняется это в PR-кампании. Баяли, что бюджет у ленты безумный, около 1,5 миллиона долларов. Для мирового кинематографа – не ахти что, но для украинского – нечто рекордное. Серьезно подозреваю, что большая часть бюджета пошла на гонорары звездам и итоговую поездку съемочной группы в Лос-Анджелес, чтобы снять прогулку хромающего Дмитрия Харатьяна по набережной муниципального пляжа. На декорации тратились сдержанно: оказалось, что в Донбассе можно изобразить все – от Припяти до США.

Закрутка в фильме содержалась злободневная. «Аврору» тачали к 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. Милая, талантливая и не по годам мудрая детдомовская девочка Аврора (Анастасия Зюркалова) грезит о балетной сцене, но получает страшную дозу облучения, оказывается в Америке, где добрые доктора ей бы и рады помочь, но Советский Союз не хочет платить за операцию по пересадке спинного мозга. Что это именно СССР отказался помочь девочке и, получается, обрек ее на смерть, в фильме звучит пару раз, что, надо полагать, по задумке авторов должно было существенно повысить оскаросодержащие претензии.

В США ребенок чудесным образом пересекается со своим кумиром – балетным гуру (Дмитрий Харатьян). Тот когда-то покинул Ленинград, а теперь существует весь такой укутанный в парчу роскоши и баснословных денег и штопанную дерюгу алкоголизма, кокаина и проблем с женщинами и отпрысками. Кризис, короче говоря, у персонажа, так еще и в состоянии эйфории он спотыкается на лестнице, обутый во вьетнамки на босы пятки, травмирует ногу, шурует в больницу, где и встречается с Авророй. Герой Харатьяна прозревает: то был мерзким великовозрастным капризулей, а то стал гуманистом и просветителем. Кстати, в первой части он убедительней смотрится: там ему играть почти ничего не надо было.

Припять снимали в Краматорске, крутой штатовский медцентр и корт, где харатьяновский персонаж общается со своим продюсером (Эриком Робертсом), – в донецкой гостинице «Виктория» (в фильме она очень узнаваема). Американский театр – в нашей опере (это зал, а невзрачную внешнюю коробку как раз в США фиксировали).

Журналисты припомнят, что приезд съемочной группы в наши края стал событием. Все ломанулись в «Викторию», подглядывали за процессом из-за забора, кажется, был и подход к телу Харатьяна. Мне это показалось недостаточно интересным, у всех одинаковое – дурной тон. На что прямо указывал формат «Комсомолки», где я тогда трудился, и присущая мне природная любознательность. Они дружно потребовали чего-то особенного.

Созвонился я тогда с одним знакомым чекистом (СБУ – это не всегда были три ругательные буквы, не то что теперь), тот загорелся идеей, сам пошел посмотреть и мне выправил пропуск на летное поле Донецкого аэропорта. Старого еще, новый же только к 2012 году построили. Взлетная полоса была целая, сами понимаете, пока еще никому не приходило в голову ее бомбить…

Вечером там снималась важная сцена, пусть в фильме она и считаные секунды занимает. Эрик Робертс в образе принца-волшебника в белых перчатках и цилиндре подвозит главную героиню к «фалькону» и как бы уносит ее в розовую мечту. Навскидку не каждый с ходу смекнет, что это за Робертс, хотя он в 250 фильмах снялся. А скажи, мол, брат Джулии Робертс, которая «Красотка», – сразу заахают, типа, класс, высокий стиль.

Сама по себе съемка выдалась без сенсаций. Карета подъехала – Робертс вывел девочку – самолет – дверца закрылась. И так несколько раз до одури. Немного удивительно было, как американец на виду у всей съемочной бригады запустил пятерню себе в штаны, долго там что-то исследовал, потом удовлетворенно крякнул и вернулся к творчеству… Все это я и описал честно и скрупулезно в своем репортаже.

А после выхода статьи с криками и скандалом позвонила Оксана Байрак. Она мне сразу – еще на съемке – не понравилась: не люблю я, видимо, танкопободных теток. Так режиссер стала меня еще и жизни учить, что не имел-де я права такое писать, что вообще она еще разберется, как я попал на взлетное поле, что всех накажет в аэропорту и во всем Донецке. Я уже был вежливым человеком и с достоинством сообщил, что это у меня работа такая. Раз попал на место событий, значит, сумел. Если это режимный объект, то съемочной группе уж точно там нечего было делать. Вот если переврал чего, тогда – да: суд – дело – порка. А живем мы в свободной стране, где пресса пишет, натурально, что хочет. Да-да, в то время разговор о свободной стране уже выглядел смешно и дерзко. Взаимного понимания мы не нашли, трубки были решительно брошены.

Лишь этот звонок я и называю холостым выстрелом «Авроры». Сам фильм вышел очень приличный, трогательный, светлый, печальный – для любителей мелодрамы с моралью. Не жемчужина мирового кино, но крепкая лента для строго определенного круга зрителей.

Фишка фильма

Когда в Киеве к власти уже вовсю присосались майданные нацисты, представьте себе, «Аврора» попала в перечень запрещенных кинолент. Вместе с фильмами о Великой Отечественной, «Неуловимыми мстителями», «Поддубным», советскими мультиками и так далее. В рамках декоммунизации, так сказать. Что они там крамольное нашли? Разве что, Харатьяна… Фильм-то вполне антисоветский. Не махровый, но в достаточной степени. Этакое запоздалое эхо Перестройки. Может запретительные организации и не видели кино даже, прочитали название, решили, что это из серии «Ленин в Октябре»? Не знаю, не знаю… Оксана Байрак, понятно, негодовала люто, словами всякими власть обзывала. Что, собственно, не оригинально. Такую-то власть не ругать – дураком быть.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий