Горька правда Донбасской войны

«Правда. Цель 102», 2015 год

Афиша

Режиссёр: Олег Джураев

Сценарист: Николай Соколов

Оператор: Максим Майданов

Композитор: Даниил Шаврин

Актёры: Мария Авраменко, Василий Щипицын, Станислав Ананьин, Алексей Переберин, Роман Юрченко

В кровавых событиях последней пары лет, лично для меня, один из самых могучих, но и трагических образов – «Беркут». Эти парни были заслоном на пути майданного безумия, они могли решить проблему и повернуть историю бывшей Украины на другой, куда более цивилизованный путь. Но их предали, бросили на растерзание озверевшим нацистам, затем ошельмовали, унизили, только уничтожить полностью не смогли. Да, многие бойцы погибли, других схватили и бросили в застенки. Но кто смог уйти, тот свое слово еще скажет. И уже говорит, и в Донбассе тоже.

Собственно, одним из атрибутов начала донецкого восстания можно считать ситуацию на «Донбасс Арене». Все помнят, как местная ячейка персонажей, выступавших под вывеской футбольных «ультрас», попыталась выполнить задание своего центра и исполнить нацистские песенки и кричалки, а стадион ответил ревом «Беркут!». Тогда стало понятно, что в Донецке фашизм не пройдет.

И вот появился фильм, где в том числе запечатлен образ офицера «Беркута», гордый и жертвенный.

Это одна из самых свежих игровых кинолент, где события разворачиваются в Донбассе, а точнее в Славянске, в самый разгар боев. Называется фильм «Правда. Цель 102», датирован он 2015 годом. Съемки проходили в Калининградской области. Что любопытно, руководили ими действующие офицеры, еще и с боевым опытом. Режиссером-постановщиком кинокартины выступил начальник пресс-службы пограничного управления ФСБ России по Калининградской области подполковник Олег Джураев (выпускник Донецкого военного училища, между прочим), а сценаристом – инженер-сапер калининградского ОМОНа Николай Соколов.

Это жесткий фильм о войне, показанной без натужного пафоса, просто, а оттого – натурально. Мне, во всяком случае, так показалось. Может быть, участники славянских событий найдут какие-то несоответствия, не знаю. Но, учитывая, кто работал над сюжетом, полагаю, что оружие, обмундирование, шевроны аутентичны. Это же не Голливуд, где советский капитан может щеголять в генеральских погонах. В съемках участвовали калиниградские актеры, силовики и даже члены пейнтбольного клуба.

Естественно, что широкой публике они не известны, что и на пользу фильму. Это придает действу подлинность. Были бы там, скажем, Хабенский и Безруков – даже при всем их величайшем мастерстве мы бы точно знали, что это Хабенский и Безруков в таких-то ролях. Здесь же, порой, создается эффект кинодокументалистики.

Бюджет фильма мал. Собственно, его, считай, и не было вовсе. Все актеры, съемочная группа трудились на голом энтузиазме. Тратиться пришлось только на производственный процесс. Самый же известный из исполнителей – это питерский актер Василий Щипицын. Он снялся в целой горе фильмов, чаще всего играл порядочных ментов. Здесь же он один из ополченцев. Его открытое лицо, что называется, парня с нашего двора, никак не нарушает гармонию честного, рискну сказать, народного кино.

Сюжет ленты прост, как штык-нож, и так же убийственно отточен для восприятия. Из Славянска не успевает выехать съемочная бригада одного из российского телеканалов. Она попадает под обстрел, два человека гибнут, чудом спасает девушка-журналистка, совершенно прибитая случившимся, но пытающаяся выполнить профессиональный долг до конца. Если материал не дойдет до зрителей, получится, что ребята погибли зря.
Параллельно к своим пробиваются два донецких ополченца. Старший из них (как раз Щипицын) по ходу дела ведет воспитательную работу с младшим: «Форму надел? Автомат в руки взял? И что, думаешь, ты крутой? На аву сфотографировался? Выставил всем? Да не волнуйся, верну я тебя твоей мамке». Забегая вперед, скажем, что не вернул…

Наши повстанцы находят раненного майора из луганского «Беркута». Пока перевязывают ему простреленную ногу, происходит простое, но и сложное одновременно общение. «Был бы приказ, достояли бы», – это важная фраза из уст офицера по поводу того, что случилось на Майдане.

Вот именно: был бы приказ, а его и не оказалось. Ополченцы хотят забрать майора с собой («Тебя вот с этой нашивкой на тряпки порвут», – речь идет о шевроне «Беркута»), но тот решительно отказывается, у него, мол, еще здесь дела. Брошенная им вскользь фраза о том, что дочку с зятем (а тот тоже из «Беркута», и рвался в бой) он вытолкал в Россию, в безопасное место (пусть-де внуков вырастят), дает понять, что этот сильный мужик все для себя уже решил. Он прибыл в Славянск биться до последнего. С зятем майор, надо заметить, внезапно встречается. И шевроны у них оказываются разные: у одного – «Беркут», а у другого – «Азов»…

Фишка фильма

В фильме много грязи, стрельбы и крови, «бандерлоги» уничтожают мирных жителей («Яки таки местные? Вали их усих. Эти уроды два месяца террористов кормили», – суржик выглядит вполне уместно), нацгвардия охаживает из минометов квадрат за квадратом… А чего вы хотели? Горький и правдивый рафинад войны. Кстати, «Цель 102» в названии – это команда, которую подает минометчикам украинский офицер. Обезличенная цель, за которой судьбы и жизни.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий