Музыка геройских городов

Есть такое, чисто футбольное, кокетливое в некотором смысле, выражение. Мол, кто-то играет на рояле, а кому-то надо его и носить. В том смысле, что есть звезды, блистательность которых складывается, в том числе и из черновой работы прочих участников команды…

Я вот к чему вспомнил эту фразу… К совершенно конкретному событию, между прочим. Меня, допустим, Создатель не сподобил играть ни на одном музыкальном инструменте. Зато недавно, на минувшей неделе буквально, я обзавелся новым и доселе небывалым в своей жизни опытом: рояль носил. И воспринимал это, чтобы вы знали, как большую честь.
Сейчас расскажу обо всем по порядку.

Там, где Волга впадает в Кальмиус

Дело в том, что 20 января в Москве прошел концерт, который выбивается из ряда вон даже в насыщенной и богатой на всевозможные мероприятия культурной жизни российской столицы.

Свое мастерство публике демонстрировали юные, но уже большие артисты из Донецка, Луганска и Севастополя. Собственно, сочетание этих трех городов уже выглядит вполне привычно, логично, что ли. У них созвучная новейшая история. Просто, один город уже воссоединился с матушкой своей Россией, а два других пока только в пути, сложном, драматическом, кровавом, но честном и гордом.

Именно для детей упомянутых сакральных центров Донбасса и Крыма в прошлом году был устроен музыкальный конкурс «Родные просторы». Вскользь напомню, что во время донецкого этапа артиллерия и прочие порождения человеческого разума, направленные на отнятия жизней у себе подобных, бахали так, что их еще надо было исхитриться заглушить скрипочками и флейтами начинающих музыкантов. Или если и не заглушить, то, во всяком случае, найти в себе силы и смелость продолжать играть всем смертям назло.

Надо непременно заметить, что изначально формат конкурса-фестиваля «Родные просторы» задумывался несколько иным. Идея о его проведении стала материализовываться в одном из красивейших российских городов – в Плёсе, что на берегу Волги, на севере Ивановской области. Удивительной красоты место, старинное, с историей и особой атмосферой, просто-таки подталкивающей к творческим начинаниям. Отсюда конкурс должен был шагнуть по русской земле, но ситуация в Донбассе сместила отправную точку движения. Откуда же начинать, как не с передового рубежа борьбы за Русский Мир? Все верно, более правильное место, чем Донецк, для хорошего начала избрать было просто нереально. И зазвучала музыка, вечная, классическая. Потому что войны начинаются и заканчиваются, а настоящее искусство – это навсегда.

Соло большой души

Лидером и идейным вдохновителем конкурса «Родные просторы» стал музыкант, которого, я уверен, знает каждый. Это бас-гитарист группы «Любэ» Павел Усанов. Понятно, что в этой музыкальной команде центром всеобщего внимания является харизматичнейший и непревзойденный Николай Расторгуев, но и за спиной у него могучие ребята собраны. А уж Усанова-то не заметить просто сложно. Этот сильный, крепкий парень с открытым русским лицом исключительно вписывается в стиль «Любэ». Но теперь, после того, как мы с ним лично познакомились и подружились, я говорю вам уверенно, что его огроменная грудная клетка не просто следствие физических упражнений. Душа у Паши такая огромная, а сердце такое доброе, что ни в каждого человека все это и вместится.

Кстати, мое утверждение легко подкрепляется делами Усанова, его светлыми свершениями.
Казалось бы, успешный музыкант из знаменитой группы, что еще надо-то? Катайся с гастролями, пожинай урожай славы, на корпоративах каких-нибудь играй, конвертируй, так сказать, талант в звонкую монету. Многие музыканты, прямо скажем, так и поступают. А Павел затеял конкурс, еще и детский! Это же хлопот сколько, не самого благодарного в мире труда! Но вот такой он человек.

Послушайте, как он говорит о конкурсантах, о том, как те талантливы, как им необходимо развиваться, совершенствоваться, находиться в живительной профессиональной среде, и вам все станет ясно. Подвижничество, гуманизм, просветительство – это нормальный путь одухотворенного русского человека.

Первая пара концертных туфель

Проведя этапы конкурса в Донецке и Севастополе, Павел Усанов и его соратники (понятно же, что глыбу такого масштабного проекта в одиночку сдвинуть нереально, благо есть люди состоятельные и состоявшиеся, творческие и видящие перспективу) стали готовить гала-концерт победителей в Москве. Для ребят и их педагогов приезд в столицу – это уже награда за успех.

Многие дети впервые оказались в столице, посмотрели Кремль, златоверхие храмы, впечатляющие площади и улицы одного из величайших городов земли. Но самым главным пунктом программы являлся, разумеется, концерт. Волнений, понятно, было, переживаний… Усанов перед выступлением всех собрал и, теребя в руках дирижерскую палочку, сообщил: «Я так понял, что некоторые ребята волнуются? Вот уж напрасно. Просто-таки строго-настрого запрещаю всякие волнения!» Всем запретил, но было заметно, что и сам-то явно переживает. Так, если верно понимаю, это вообще для ответственных, добросовестных артистов характерно, причем не важно, делает ли музыкант первые шаги в своей карьере или уже не одну пару концертных туфель стоптал.

И площадка для выступления, конечно, избрана была гениальная. Один из концертных залов Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе принял гостей из южных городов. Само по себе место уже создавало настроение и недвусмысленно намекало на значимость события. К тому же для города-героя Севастополя и для героических, пусть еще и не отмеченных официально боевыми наградами, Донецка и Луганска пример победителей в той нашей самой большой и кровопролитной войне актуален, как никогда.

Синяк скрипача не портит

Делегация юных музыкантов и сопровождающие их лица, специалисты, призванные обеспечить плавное течение концерта, прибыли к месту действия задолго до стартовых аккордов. Надо было обжиться, опробовать звучание инструментов, сотый раз пробежать глазами по нотам. Потом, свет и звук тоже сами не выстраиваются, тут поработать надо. Вот в этой предконцертной суете мне и довелось рояль двигать.

Не самому, разумеется, были и другие добровольные помощники из взрослой части собравшегося в зале коллектива. Мне, конечно, сложно судить, я еще не являюсь экспертом по перемещениям роялей, но, кажется, выставили мы инструмент мастерски. Звучание было чистым, чарующим. А теперь поясню, почему для меня было честью чем-то помочь моим молодым землякам, пусть незначительными телодвижениями, хотя бы и доброжелательным отношением…

По ходу заключительного конкурсного действа велась съемка, надо полагать, потом все это перерастет в некий фильм. По задумке авторов, в него должны войти небольшие интервью с участниками конкурса. Паша Усанов попросил меня с ребятами побеседовать, потому как я же из Донецка, в теме, и, чего там скрывать, просто интересно мне. Согласился я, сами понимаете, с радостью и ни секунды не пожалел о том.

Что это за дивные, чистые, прекрасные в помыслах, одаренные, взрослые в суждениях, даже мудрые наши дети. Кто-то, понятно, чуть тушевался перед камерой, скромничал, кто-то – нет, наоборот, с интересом излагал свои мировоззренческие позиции. Да-да, мировоззренческие, и никак не меньше. И все – непременно с восторгом и почтением – о музыке. Один парень сообщил, что для него это основное в жизни, мыслит себя только музыкантом. Ему 15 лет, 10 из которых он играет на аккордеоне, из музыкальной династии человек. Девочка в концертном платье, прекрасная и скромная, говорила о том, как боготворит Крейцера. Мальчишка с хулиганским синяком под глазом рассказывал о том, какой восторг для него – это выступление в Москве… А синяк… Так это он в пылу занятий смычком сам себе заехал. Ну, не исключаю, может быть, очень может быть… Хотя…

Абсолютно не к месту, причем до такой степени, что я даже разозлился на себя, но ничего поделать с этим не смог, пришел мне в голову отвратительный образ. Того, не самого умного и очень пьющего, дядьки с сопредельной территории, который намеревался наших детей, вот этих чудесных и талантливых детей, в подвалах держать! Как язык его поганый не отсох такое сказать? Ничего, он свое еще получит по заслугам и сполна. Впрочем, сейчас не об этом.

Музыка как оружие

Прежде чем сосредоточиться на концертной программе, донбасские и крымские музыканты отправились в святая святых Музея Великой Отечественной. На самом верхнем этаже там есть Зал славы, белоснежная ротонда с могучим монументом воина по центру и с золотыми фамилиями Героев Советского Союза на стенах. Там было продемонстрировано уникальное светомузыкальное шоу, надо сказать, москвичи по этой части поднаторели изрядно, такие композиции для проецирования на поверхности создают – дух захватывает. Вот и теперь за четверть часа в ярчайших образах пролетела краткая, но емкая история Великой Отечественной войны.

Впечатленные артисты получили дополнительную порцию вдохновения и отправились на сцену.

Два с лишним часа длился концерт, но воспринималось все на одном дыхании. Дети играли виртуозно, фантастически просто. Для меня стало откровением, что большинство участников сами избрали музыкальные произведения для исполнения, и только часть юных артистов обратилась за помощью к своим педагогам, выбор делался совместно. Рояль и саксофон, скрипка и виолончель, аккордеон и флейта, Шопен и Чайковский… Получился настоящий, искренний такой праздник, торжество музыки и духа над не всегда простыми и комфортными обстоятельствами.

Зал провожал первый сезон конкурса «Родные просторы» стоя и овацией.
По ходу концерта зачитывались приветственные слова от людей, которые морально поддержали фестиваль. Известный проповедник и писатель протоиерей Андрей Ткачев прислал теплый и проникновенный текст. Была телеграмма от выдающегося певца, обладателя такого количества наград и званий, что для их перечисления нужен спецвыпуск газеты, потому ограничимся только информацией, что он Герой ДНР, речь, разумеется, об Иосифе Кобзоне. Ожидался приезд Николая Расторгуева, но того подвело здоровье, лидер «Любэ» слег в больницу, впрочем, доброе напутствие своим молодым коллегам он передал. А сам Павел Усанов тряхнул стариной. Он-то обучался в свое время на военного дирижера, да и сейчас продолжает совершенствовать свои навыки в этом направлении. Словом, Павел Анатольевич стал к дирижерскому пульту и вместе с кадетами знаменитого ансамбля Локтева исполнил одну из музыкальных композиций.

Самый частый вопрос, звучавший после завершения концерта, был таким: «А что же теперь дальше? Будут ли продолжаться «Родные просторы?» Получено заверение, что непременно! Это было только самое что ни на есть начало. Конкурс охватит еще многие российские регионы, талантливых детей хватает. И Донбасс забыт не будет, как говорит Павел Усанов, для него и его товарищей это тоже русские просторы, героические города, отстаивающие свою правду с оружием в руках. С самым разным оружием. Например, детей, принявших участие в первом конкурсе, Господь вооружил музыкой. Это их призвание, их предназначение.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован газетой «Донецкое время» в январе 2016 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий