Немец, перец, колбаса, кислая капуста

Это было в Донбассе

«Это было в Донбассе», 1945 год, киностудия «Союздетфильм»

Афиша

Режиссер: Леонид Луков

Сценаристы: Борис Горбатов, Михаил Блейман, Сергей Антонов

Оператор :Александр Гинцбург

Композитор: Никита Богословский

Актеры: Татьяна Окуневская, Елена Тяпкина, Вера Алтайская, Елена Измайлова, Зоя Жукова, Иван Пельтцер, Владимир Колчин, Борис Пославский, Владимир Балашов, Вячеслав Дугин, Иван Переверзев, Анатолий Елисеев, Самуил Дитлович, Генрих Грайф, Константин Карельских.

Что за кино-то?

Это потом, когда после войны минуло сколько-то лет, советский кинематограф пересмотрел свое отношение к немцам на экране. Мол, не гоже показывать противника сворой жалких недоумков. Иначе, поди объясни, чего это они такие сирые, убогие аж до Москвы дошагали, и до Волги, и до Кавказа? К тому же победа над сильным, хитрым, изощренно коварным противником почетней во сто крат.

На стезе корректировки вражеских образов киношники даже несколько перестарались. Скажем, в «Семнадцати мгновениях весны» матерые фашистюги в исполнении Олега Табакова и Леонида Броневого так обаятельны, что попробуй еще их возненавидь.

В кино второй половины 1940-х годов с этой темой особо не церемонились. Немец на экране был вызывающе мерзок, с ходу тянуло вцепиться такому в глотку. Что весьма соответствовало общему настроению зрительных залов. Советского человека не надо было убеждать, что нацизм – это плохо. Убийственные свойства свастики миллионы наших людей испытали на собственной шкуре.

Работал над картиной крепкий творческий коллектив во главе с классиком Леонидом Луковым. В основу сценария уложили литературные изыскания другого маститого автора – Бориса Горбатова.

Чтобы действо на экране шло позабористей, был применен излюбленный в кинематографе прием (и Луков брал его на вооружение нередко) – перекличка времен. Например, вот вам некий донбасский город сразу после Октябрьской революции – юные и энергичные попиратели основ начинают строить светлое будущее, изрядно измочалив мрачное прошлое. А вот они же, только посолидневшие, или, еще лучше, их дети отважно сражаются на фронтах Отечественной войны и в подполье. Между прочим, у фильма было второе название – «Отцы и дети». Оно соответствовало, конечно, тому, что происходило на экране, но попахивало Тургеневым, и как-то не прижилось.

Приписная красавица той эпохи Татьяна Окуневская сыграла в фильме две главные роли: мать и дочь. Первая – из приличной семьи, папа старорежимный доктор, а она взяла и ушла в комсомол, на войну и даже на виселицу во имя революционных идеалов. Дочь продолжает дело родителей, сколачивает молодежное подполье, дерзко досаждает оккупантам листовками, а потом и предотвращает вывоз в Германию донбасских девушек. А там, глядишь, и наши подошли…

В принципе, была в советском кино такая себе возрастная проблема. Синдром престарелой Снегурочки, если угодно. В том смысле, что до главных ролей надо еще добраться, а годы-то летят… Короче говоря, Окуневская была прилично старше своих героинь. Лет на 10. Что, в принципе, сложно было скрыть, даже ловко подсвечивая и искусственно молодя центральный персонаж. Хотя, знаете, это же искусство, где не стоит мелочно придираться к деталям. Важны символы, идеологические коды, дух времени. Со всем этим Татьяна Окуневская мастерски управилась.

То ли от недостатка кадров, то ли еще по какой причине, актеры второго плана по ходу съемки вживались в два, а то и в три образа. Допустим, Сергей Комаров играл старого рабочего, а в другом прикиде – фашиста. Ничего себе контраст, согласитесь? А любимец Лукова Лаврентий Масоха на этот раз стал аллегорическим парнем с гармошкой, еще подпольщиком, а кроме того, и матросом Васей. Роли небольшие, но суммарно получался значительный вклад в создание картины.

А еще в съемках были заняты два крайне разных германца. Один из них – потомок переселенцев, русский немец Иван (Иоганн, вообще-то) Пельтцер. Леонид Луков нещадно эксплуатировал его радующий глаз образ честного старого труженика. В каких только фильмах Иван Романович не играл у Леонида Давидовича…Второй – натуральный самый немецкий из всех немецких немцев — Генрих Грайф, антифашист, политэмигрант и ответственный работник «Московского радио». В данном случае он появился на экране в роли начальника биржи труда. Вражина, понятно, повадился девчат в вагоны для отправки на чужбину заталкивать, а еще искал кадры для восстановления шахт.

Товарищ Грайф неоднократно участвовал в фильмах, причем, как правило, в роли фашистов. Ничего не попишешь – типаж! Не удивительно, что жители Сталино хотели его удавить (смотрите «Фишку фильма»). Примечательна сцена, когда Грайф (шеф биржи и тварь нацистская) соблазняет Пельтцера (пролетария-угольщика) хлебом, колбасой, кислой капустой и сладкой жизнью, чтобы тот помог поднять шахту «Пролетарская»… Два немца, а такие полярные судьбы в кино. Кстати, герой Пельцера шахту взорвал вместе с собой и с высокой комиссией из Германии. Такой уж он был героический человек.

Особую ценность картина «Это было в Донбассе» представляет для почитателей истории нашего края. Там просто бесценные кадры: послевоенные улицы Сталино – нынешний бульвар Пушкина, Комсомольский проспект, улица Артема. Не все легко идентифицировать, но, скажем, ЦУМ отлично узнаваем, пусть и с пустыми глазницами окон. Как же фашисты город порушили, просто жуть! А наши предки его восстановили. Причем вовсе не для того, чтобы кто-то его сейчас снова уничтожал.

Фишка фильма

Когда в Сталино снимался фильм «Это было в Донбассе» и на улицах появились актеры в фашистской форме, местное население, не смекнув поначалу, что это кино, чуть не порвало артистов в лоскуты. Шел всего-то 1945 год. Память о войне и немецкой оккупации кровоточила, даже корочкой еще не взялась.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

комментария 2

  1. Хотелось бы узнать, Иван (Иоганн) Пельтцер не родня — ли всесоюзной кинематографической бабушке Татьяне Пельтцер?

Добавить комментарий