Корсары с нашего двора

Пираты ХХ века

«Пираты ХХ века», 1979 года, Ялтинский филиал киностудии имени Горького

Афиша

Режиссер: Борис Дуров

Сценаристы: Станислав Говорухин, Борис Дуров

Оператор: Александр Рыбин

Композитор: Евгений Геворгян

Актёры: Николай Ерёменко, Пётр Вельяминов, Талгат Нигматулин, Рейн Арен, Дилором Камбарова, Наталья Хорохорина, Майя Эглите, Тадеуш Касьянов, Павел Ремезов, Виктор Жиганов, Виктор Гордеев, Георгий Мартиросян, Леонид Трутнев, Нартай Бегалин, Лактемир Дзтиев, Владимир Епископосян, Игорь Класс, Бимболат Кумалагов, Геннадий Четвериков

Что за кино-то?

Для нас, нынешних 45–50-летних мальчишек, этот фильм в свое время был и культовым, и знаковым. После просмотра с ходу тянуло постигать неизведанное в экзотических и опасных краях, достойно представлять страну, спортом заниматься, чтобы крушить всякого супостата. Девчонки тоже стайками попадали под обаяние картины, там были поводы для вздохов и девичьих фантазий. Ведь на экране сновали невероятные красавцы советского кино, секс-символы (просто они этого еще не знали, термин был чужд идеологически и в обиход пока не вошел).

СССР от Калининграда до Камчатки потряс боевик «Пираты XX века». Там блистали мускулистый и белозубый смельчак старший механик (Николай Ерёменко – младший), элегантный, как рояль, советский капитан (Пётр Вельяминов), спокойный и надежный боцман Матвеич (Тадеуш Касьянов, сейчас президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного каратэ) и другие достойные парни. А противопоставлены им были адские создания, сгустки коварства, садизма и алчности, произведенные за пределами Советского Союза, конечно же.

Страна у нас благо была большая, найти уместный типаж не составляло труда. Нужен хладнокровный восточный убийца – получите Талгата Нигматулина. Пиратский капитан непонятной национальности, но точно вражина – для того есть эстонец Арен Рейно. Собирательный образ косматого бандита без рода и племени легко монтировался с Владимиром Епископосяном. Даже островитян с глухих тихоокеанских островов играючи приводили из Симферопольского мединститута.

Нет нужды пересказывать лихие завихрения этого кассовейшего фильма, созданного дуэтом Станислав Говорухин – Борис Дуров. Если кто не знает сюжет о том, как пираты попытались захватить корабль «Нежин» с богатым грузом опиума (для фармакологической промышленности исключительно) на борту и что из этого вышло, так с подобными темными людьми мне вообще говорить не о чем. Пусть учат матчасть. Мы же сосредоточимся на донбасской части процесса создания классики советского боевика.

Казалось бы, «Пираты ХХ века» раз и навсегда приписаны к Крыму, где создавались пейзажи юго-восточно-азиатского региона. Да, это так, не стоит и спорить. Но начиналось-то все в Жданове.

5-й причал Ждановского порта принял у себя корабль «Нежин», на который в самом начале картины загружается опиум. Причем все так необычно: иностранные надписи, закордонные машины, нерусские лица. Полная иллюзия порта где-нибудь на Филиппинах или в Индонезии. Сцена нарочно снималась в сумерках, чтобы ждановские реалии не разрушили искусственную, но такую интригующую и вызывающую обоснованную опаску атмосферу далекой заграницы. Правда, именно на сцену погрузки наркотиков претендует и Ялта. Но мариупольские краеведы с этим решительно не согласны.

Зато кадры, где боцман демонстрирует команде корабля (и всему СССР, кстати) навыки каратэ – крутит невиданные доселе широкими массами нунчаки, легко ломает ногой толстенную доску, – точно в Жданове сняты. И ласковое Азовское море создает фон завораживающему действу, которое потом каждый советский пацан пытался повторить во дворе: травмировали конечности о штакетник, неловко сами себя ударяли кустарными нунчаками по хребтам, но в том было что-то столь героическое, что можно было и потерпеть.

Оба корабля, задействованных в съемках – наш, хороший, «Нежин» (в него был временно превращен сухогруз «Фатеж»), и плохой, корсарский «Меркурий» (тогда он назывался «Адмирал Лунин» и являлся учебным судном Рижской мореходки), – находились в составе Азовского морского пароходства. Отсняв необходимые эпизоды в Жданове, съемочная группа погрузилась на корабли и двинулась в Крым. Забавный момент… О «Пиратах» написано множество интервью, рассказаны горы былей и небылиц. Некоторые участники событий вспоминают, как их, буквально на убой, целый месяц кормил капитан «Фатежа», кое у кого даже некоторые проблемы с лишним весом случились. Свидетели съемок из гражданского населения уверяют, что «киношники» оказались людьми удалыми и веселыми. Не только трудились, но и кутили, пили шампанское, устраивали фейерверки на борту. А есть и воспоминания, что по ходу съемок был сплошной аскетизм и скудная кормежка… Хм… Вот и пойми этих мастеров искусств. Я все же надеюсь, что авторы и исполнители одного из моих любимых фильмов были отменно сыты и нескучно проводили время.

Фишка фильма

Интересны судьбы судов, вошедших на полных парах в историю отечественного кино. Правда, они грустные такие, что ли. «Фатеж» был построен в ГДР, а завершил свой поход в 2009-м в Индии, проданный на металлолом. Собранный в Болгарии «Адмирал Лунин» позже был тоже продан, но в Грецию. Затем на нем подняли флаг Гондураса и переименовали в «Гейм Бой». Подумать только, гондурасский «Гейм Бой», а был «Адмирал Лунин»… Похоже, корабль не вынес такого позора и при довольно странных обстоятельствах взорвался и пошел ко дну в 1999 году. Но мы-то их никогда не забудем, корабли гордой советской действительности и шальной пиратской романтики из нашего киношного детства.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

комментария 2

  1. На морской прогулке в Севастопольской бухте гид из местных безумолчно рассказывал о всех кораблях, стоящих на якоре. Сыпал фактами, цифрами, тоннажём, дедвейтом. Когда проходили рядом с довольно облезлым пароходом гид убедительно рассказал о съёмках этого судна в «Пиратах двадцатого века», в роли именно пиратского судна. Клялся на крови что именно с этого облупленного борта Николай Ерёменко сиганул в океанские волны на последних минутах фильма. Естественно, после того как устроил мясохладобойню для экипажа пиратской посудины. Я гиду ещё чаевых насыпал от избытка чувств. Теперь с оказией надо в Севастополь слетать, чаевые отобрать.
    А фильм знатный, без вопросов. Бегал смотреть в районный дом культуры раз пять. Фильм понравился даже нашей учительнице русского языка и литературы, человеку глубоко коммунистического склада, поклонницы эйзенштейновского «Броненосца Потёмкина». Так и сказала уважаемая Александра Тихоновна при обсуждении фильма — «Как прекрасно, ребята, что наш механик набил морду фашиствующим молодчикам». Трудно не согласиться.

  2. Что ты… Конечно, учительница права. А на чаевые ловкий жулик тебя кинул. Та и ладно, значит правдиво врал:)

Добавить комментарий