Настырные французы и осторожные англичане

150 лет тому назад, 23 апреля 1867 года, был закрыт, как тогда казалось, навсегда, один из самых дерзких проектов в истории Европы. Английская королева Виктория и французский император Наполеон III пришли к скорбному выводу, что создавать тоннель под Ла-Маншем не стоит.

Причин для принятия такого решения было много. Проект выглядел не просто сложным, но почти фантастическим. Требовались серьезные денежные вливания. Понятно, что гарантировать успех было сложно. К тому же, и политические обстоятельства примешивались к экономическим и инженерным трудностям. Англичане всегда ценили свое островное, несколько обособленное от континентальной Европы, положение. Оно давало массу преимуществ, а тут вдруг тоннель, связь с материком…

Когда в 1858 году в очередной раз рассматривался один из многочисленных планов по строительству пути сообщения под проливом, в английском парламенте почтенные лорды негодовали. Мол, расстояние и так мизерное, так его еще и сократить пытаются. Причем, деньги на это требуют, нахалы.

В принципе, подобные настроения в чем-то можно было понять. Активно обсуждать тему тоннеля под Ла-Маншем стали в 1750 году. Процесс пережил несколько всплесков интереса, причем, всякий раз инициаторами выступали французы, а скептиками англичане. В 1802 году инженер Альбер Матье-Фавье предложил вниманию публики свою разработку. Перемещения по тоннелю предлагалось сгрузить на конные упряжки, освещать путь масляными лампами, а вентиляцию осуществлять при помощи специальных труб, которые выступали бы выше 5 метров над уровнем моря.

Да, утопичная история. Но, а если пофантазировать и представить, что такой тоннель тогда построили бы… Как бы это облегчило марш войскам Наполеона Бонапарта на Лондон! А так Англия, обладавшая самым сильным флотом в мире, и отбилась, и, при помощи союзников, нанесла по Франции серьезный удар, перекроив карту под свои интересы.

В 1856 году опять инженер, причем, снова французский Томе де Гамонд высказал мысль о железнодорожном сообщение под Ла-Маншем. Но понадобилось две мировые войны и два мира, существенные шаги человечества по пути технического прогресса, чтобы смелые задумки XVIII века и робкая конкретика XIX конвертировалась в реальные события XX столетия.

В 1957 году была создана исследовательская группа, изучившая возможности строительства трех тоннелей, двух основных и служебного. Только в 1987 году с двух сторон пошли многотонные проходческие щиты. И 6 мая 1994 года, в присутствие королевы Елизаветы II и французского президента Франсуа Миттерана, было торжественно запущено движение. Без малого 250 лет понадобилось, чтобы преодолеть путь от первой задумки до реализации.

Между прочим, ла-маншский тоннель не самый большой в мире, и даже в Европе на втором месте по протяженности. 51 с небольшим км. Зато, благодаря ему от Парижа до Лондона можно домчать за 2 часа 15 минут. Нам, конечно, может это не сильно и надо, но за людей приятно.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 23 апреля 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий