Полотенце, шалаш и Киев с Лениным

«Годы молодые», 1959 год, киностудия имени Довженко

Афиша

Режиссер: Алексей Мишурин

Сценарист: Анатолий Шайкевич

Оператор: Алексей Герасимов

Композитор: Платон Майборода

Актеры: Светлана Живанкова, Валерий Рудой, Валентин Кулик, Александр Хвыля, Елена Машкара, Николай Яковченко, Андрей Сова, Георгий Склянский, Дая Смирнова

Что за кино-то?

Вот кто, оказывается, Донбасс поднимал! Комсомольцы из Киева, Ужгорода и Полтавы, а собственно донбасская молодежь тем временем песенки распевала и кружилась в украинских танцах. Примерно это следует из фильма «Годы молодые» (1959). Таков уж социальный заказ. Сталина на них не было уже больше пятилетки, в Союзе бушевала хрущевская оттепель. В украинское могли что угодно записать, Крым даже.

В советском кинематографе можно обнаружить жирнючий пласт фильмов с этакой легкой, улыбчивой малороссийской спецификой. Все говорят по-русски, но, скажем, афиши – непременно на украинском. Ясное дело, действующие лица чуть что пускаются в шароварный пляс и песнопения в веночках. Собственно, и ладно, если бы дальше этого не шло. Украинский как язык этнографических композиций и юморесок вполне уместен и раньше почти никого не раздражал особо. Не то что сейчас. Но это «сейчас» наступило, когда фольклористику поставили вместо национальной идеи, а ко всяким там «чернобрывцям» в узорах на полотенцах насильственно пришили свастику.

«Годы молодые» частично снимались в Жданове уроженцем этого города, режиссером-постановщиком Алексеем Мишуриным. Любопытный момент: через пару лет этот кинематографист создал свой самый знаменитый фильм «Королева бензоколонки». Так вот, «Годы молодые» я бы отнес в разряд черновиков будущей «Королевы…» Та же эстетика, та же маниакальная жизнерадостность персонажей, та же тяга народных самородков к высокому искусству в разных проявлениях. И даже образ девчонки-егозы с хулиганскими наклонностями фигурирует в обеих лентах. Чего доброго, такая себе женщина-мальчик была сексотипом режиссера – кто его, шалуна, знает…

Но в «Королеве бензаколонки» сыграла великая Надежда Румянцева, а свои «Годы молодые» публике демонстрировала Светлана Живанкова, куда менее популярная артистка. Зато она родилась в Сталино (Донецке) и работала в Луганском (Ворошиловградском) театре. Да! И там, и там задействованы корифеи кино УССР Андрей Сова, Николай Яковченко и Александр Хвыля. Последний, к слову сказать, тоже наш земляк, родом из Александро-Шультино, что под Константиновкой.

Действие стартует, надо полагать, в Красноармейске (снятом, как вы понимаете, в Жданове). Там главная героиня Наташа гостит у бабушки с дедушкой, звучит, между прочим, фраза о том, что она дочка и внучка шахтера. Девица совсем уже засобиралась ехать в Киев к матери, которая трудится на заводе, думаю, входит в инженерный состав, так как дома сидит над чертежами, а живет в грандиозной «сталинской» высотке, что напротив ЦУМа. Типичная ситуация, да? Собственно, мать Наташи собирается звонить своей маме в Красноармейск, когда дочка-пигалица вовремя не сходит с поезда. Так мы исподволь и узнаем географию действия. Важно, что в Киев юная героиня спешит сдавать экзамены в театральное училище – она жуть как танцевать ловка.

Тем временем в местном, надо понимать, красноармейском ДК феерит, искрится и громыхает концерт художественной самодеятельности. Коллектив шахты «Глубокая», например, голосит украинские песни, танцевальный ансамбль разминается перед залихватской шахтерской плясовой. И тут мальчик, у которого в последней постановке важная роль, подворачивает ногу. Надо его заменить, но кем? Естественно, только Наташей, которую рядят в костюм сорванца. Потом ей надо спешить на поезд, билет она оставляет вместе с чемоданом в клубе, незнакомый юноша Сергей (Валерий Рудой), романтичный, но отчаянный, садит мнимого мальчишку рядом с собой на крышу вагона… А что? Искусство требует жертв. Попутчик, как выясняется, тоже едет в Киев поступать в театральное.

Как это случается в старых фильмах, мужчины решительно не замечают в переодетых женщинах представительниц прекрасного пола. Вот как повылазило им! Может, конечно, Живанкова в соответствующем прикиде и больше похожа на пацана, чем Лариса Голубкина на корнета в «Гусарской балладе», но тоже, скажу вам, надо быть слепым, чтобы не заметить определенные несоответствия.

Зато Сергей, при всей его близорукости по части дам, на крыше вагона на ходу поет. И это, пожалуй, самый главный момент фильма. Потому что в данной картине впервые была продемонстрирована публике «Песня про рушник» («Рiдна мати моя…»), сильное произведение Андрея Малышко и Платона Майбороды. Авторы кинокартины учуяли потенциал песни и заставили героя трижды ее выдавать до конца пленки: на вагоне, на экзамене в училище и в шалаше под дождем.

Кроме того, в фильме замешана любовь на три угла, мелькают алчные красотки 1950-х, вожделеющие не самого симпатичного дирижера, у которого зеленая «Волга», мелькает пара жалких коррупционных скандалов, много музыки. Отдельно интересны виды Киева с еще не снесенным украинскими нацистами памятником Ленину, Щорсом, на которого никто не покушается… Документ истории, между прочим, у этих ненормальных хватит дури и «сталинские» высотки снести, чтобы на их месте поставить палатки и лук высадить. Так что спешите видеть старый, добрый, целый Киев хотя бы в кино.

Фишка фильма

В ходе работы над картиной, исполнители главных ролей Рудой и Живанкова так вжились в образы, что сходили в ЗАГС и расписались под музыку. Но ненадолго. Жизнь сложнее, чем кино. Семейная – тем паче.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий