Бесконечный спор с народом

«Крупный разговор», 1980 год, Одесская киностудия

Афиша

Режиссер: Геннадий Глаголев

Сценарист: Вадим Авлошенко

Оператор: Игорь Чепусов

Композитор: Евгений Крылатов

Актёры: Борислав Брондуков, Майя Булгакова, Татьяна Кудрявцева, Светлана Шершнева, Елизавета Никищихина, Александр Голобородько, Юрий Кузьменко, Иван Шабалтас, Иван Сидоров, Александр Гава, Богдан Бенюк, Виктор Шульгин, Иван Савкин, Дмитрий Иосифов, Владимир Наумцев, Юрий Гусев, Вячеслав Воронин

Что за кино-то?

В советские времена фильмы о том, как творчество народных масс (светлых и благородных по определению) кое-где у нас порой натыкается на черствое бездушие бюрократов или неуклюжесть системы, были не таким уж исключительным явлением. Народ, надо заметить, всегда побеждал, препоны преодолевались, торжество добра становилось еще на шаг ближе. В череде правильных фильмов с критической заточкой совсем не последнее место занимает «Крупный разговор», снятый в 1980 году Одесской киностудией.

Часть сцен была сработана в павильонах, но наиболее интересные и живые ракурсы фиксировались камерами по указке режиссера Геннадия Глаголева в Жданове.

Основной площадкой для съемок стала стройка знаменитого стана «3000» на комбинате имени Ильича. Кроме того, по ходу дела мелькают улицы Жданова, узнаваемая с полувзгляда проходная комбината «Азовсталь». Как водится, местные жители были задействованы в массовых сценах, где играли сами себя, а актеры ТЮЗа ДК Строителей получили небольшие роли, кое-кто и с немудреными словами.

Фишка фильма в том, что в качестве прообраза главного действующего лица – Михаила Степчака – был избран реальный человек, легенда рабочего класса Михаил Бодашевский, бригадир монтажников СУ № 4 треста «Азовстальстрой» (контора этой организации тоже мелькнула в кадре), Герой Соцтруда, кавалер букета орденов и медалей, депутат Верховного Совета СССР и прочая, прочая, прочая. И это бы ладно. Но на роль Степчака был приглашен Борислав Брондуков. С Бодашевским они были визуально похожи просто феноменально. Как братья, если не близнецы.

Сюжет в ленте такой. Бригадир Степчак юлой ходит, чтобы решить ворох производственных и увязанных с ними личных проблем. А ему, как на то зло, все мешают, на совещания зовут, на какие-то форумы в министерство в Киев отправляют. Тому-то некогда размениваться на формальности. Он со своими парнями взял бригадный подряд. В рекордных темпах работы прямая заинтересованность, в том числе вполне материальная, выраженная в полновесных советских рублях. А экономика – плановая: сколько бетона положено, столько в лучшем случае и выдадут. По графику, а не с опережением его. Вот Степчак и хитрит, ловчит, уговаривает как-то эдак решать вопросы поставок материалов или оборудования (сцена, когда к директору одного из заводов смежников бригадир отправляется с непререкаемым авторитетом того времени – механиком из «АвтоВАЗа» – просто чудесна), вплоть до того, что злодейски перехватывать машины с бетоном, адресованные другим, менее проворным бригадам.

В общем, на самом-то деле, он же не для себя старается. Для общего большого дела, чтобы стан «3000» (стройка всесоюзного масштаба, между прочим) скорее вступил в строй, дал стране прокат… А на каждом шагу возникают непреодолимые, впрочем лишь на первый взгляд, шлагбаумы. Система не готова к более эффективной, чем в общем и целом, работе одного из ее звеньев. «Не может одна шестеренка крутиться быстрее остальных», – рассуждает в минуты тягостных сомнений бригадир Степчак. Но потом отбрасывает малодушные размышления, плюет на запреты и угрозу ответственности, мчит вперед. Потому как на его стороне правда и безоговорочная поддержка коллектива.

Между прочим, по ходу своих метаний знатный рабочий печется не только о премиях для бригады, но о государственной выгоде, уместной экономии. Что выдает в нем, несомненно, развитого пролетария нового образца.

С личными проблемами Степчаку справляться ничуть не проще, а то и сложнее. Скажем, младший брат с флота вернулся, бригадный подряд, как вредную капиталистическую штучку, не одобрил. Но до поступления в Московский институт международных отношений (ничего себе замашки у морячка, да?) намеревается поработать в славном коллективе. И его туда берут, потому как он хороший сварщик и механик (для будущего дипломата такие навыки на вес золота). Но потом старший брат гонит родственника взашей. Ведь тот, паршивец, некрасиво ведет себя с девушкой, по всему видать – поматросит и бросит. А так не годится. Кроме того, на сестре Степчака женат управляющий трестом. Это ему в конце фильма бригадир грозит «крупным разговором, партийным», когда тот мешает трудиться на благо Родины. И ведь все верно, честному коммунисту бояться нечего, можно и начальство слегка погонять.

Фишка фильма

Борислав Брондуков подошел к подготовке к фильму щепетильно. Загодя прибыл в Жданов, неотступно следовал за прототипом своего героя Бодашевским, перенимал манеру общения, характерные фразы, мимику. И результат дал о себе знать. Когда дело дошло до премьеры в приазовском городе, Борислав Николаевич прибыл, как тогда водилось, творчески встретиться с благодарными зрителями. Перед показом актер прогуливался возле дворца культуры, и один работяга из коллектива Бодашевского спутал его с бригадиром, подошел по-свойски пообщаться. А потом извинялся, ошибочка-де вышла, так что за некоторые крепкие словечки он просит заезжую знаменитость его простить. Полагаю, Брондуков торжествовал. Это ли не высшее признание актерского таланта, когда копию даже знатоки не могут отличить от оригинала?

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий