Когда деревья были маленькими

«Гори, моя звезда», 1957 год, киностудия имени Довженко

Афиша

Режиссер: Анатолий Слесаренко

Сценарист: Евгений Оноприенко

Оператор: Александр Пищиков

Композитор: Игорь Шамо

Актеры: Пётр Омельченко, Татьяна Конюхова, Игорь Жилин, Николай Боголюбов, Иван Переверзев, Юрий Лавров, Елена Лицканович, Надежда Румянцева, Маргарита Криницына, Александр Шворин, Юрий Белов, Геннадий Юхтин, Александр Толстых, Лев Перфилов, Степан Шкурат, Борис Болдыревский, Иван Бондарь, Степан Жаворонок, Евгений Кудряшёв, Иван Матвеев, Леонтий Полохов

Что за кино-то?

Относясь с интересом к фильмам на донецкую тематику, я нахально думал, что все сколько-то значительные произведения с этой полочки видел или, во всяком случае, что-то о них знаю. А тут сюрприз. На сайте краеведа и строгого менестреля донбасской старины Евгения Ясенова встретил упоминание о киноленте «Гори, моя звезда» 1957 года выпуска. Ничего не слышал о ней – тем любопытнее было приобщиться.

Название у кино, считай, калька с романса. Но сюжет иного звучания. Борьба за показатели на фоне метаний главного героя между женщинами. А звезда, она же на копре шахты, на которой и бушевали производственно-романтические коллизии. Сначала пятиконечник тускл, потому как план не выполняли. В конце фильма звезда пылает алым пламенем, не оставляя у зрителей сомнений, что все наладилось.

Лучшее, что есть в этом фильме, – антураж. Роскошные ракурсы города Сталино: центр, стадион «Шахтер», Университетская, терриконы с несрезанными макушками, трогательно лысенькие поселки, например, шахты Абакумова… Город лишь готовился утонуть в зелени, деревья только высаживались, маленькие были.

Теперь о любви. Мастер Андрей Панченко (Петр Омельченко) становится начальником шахты. Не самой благополучной. Вспоминая свой фронтовой опыт, когда «от роты оставалось 10 человек», но приказ выполнялся, он берет всех в жесткий шенкель. Коллектив ропщет, начинается бухтение сопротивления, а то и саботаж. Директор в недоумении, он же, по сути, прав – странно уговаривать делать то, за что деньги платят. А ему со всех сторон: «Мягче надо быть. Не любят тебя…» Прогульщики и лоботрясы, шахтная бюрократия – те, понятно, невзлюбили энергичного и гонористого руководителя. Женщинам он, наоборот, пришелся по сердцу, причем сразу двоим. На одной из них, Тамаре (Елена Лицканович), дочке парторга и даме эмансипированной, с высшим техническим образованием, Андрей без пяти минут женат. Но тут ему на пути попадается Нелька (Татьяна Конюхова) с букетиком сирени… Все, пропал человек, утонул в чувстве.

Девица эта, Нелька, в смысле, на шахте своеобразная знаменитость, с шилом в одном месте. Никого и ничего не боится, что ежеминутно и демонстрирует не без удовольствия и доли пролетарского эпатажа. Трудится она машинистом электровоза, лихачит под землей вплоть до аварий. А в общаге за нее кавалеры бьются так, что рамы трещат. Социально полезная, короче говоря, фигура, женщина-вамп с подземным стажем. Директор вызывает Нельку к себе на ковер, в производственном смысле этой фразы, и тут узнает в ней девчонку, с которой воспитывался в одном детском доме в Мариуполе. Сама-то по себе она славная и незлобивая, это жизнь ее наждаком потерла. Как старший товарищ, Андрей берет над Нелькой шефство. Но тут косяком пошли неприятности.

С ответственного поста героя сняли (за чересчур требовательное отношение, представьте себе), он напросился пойти начальником на участок, куда в свое время собрал всех оболтусов и дармоедов. На деле, чтобы доказать, стало быть… Новое начальство тут же выперло и Нельку с работы, заодно и из общаги. Андрей ничего умнее не придумал, как расквартировать свою однокашницу в доме отца Тамары, пока та самоутверждалась и проверяла силу страсти на другой шахте. В итоге – Нелька полюбила Андрея, Тамара полюбила Андрея. Андрей любил только работу и себя неутомимого в трудах праведных. Получился любовный квадрат: две женщины, мужик и шахта.

Шахта – это константа, а с женщинами надо было разбираться. Выбор пал на Нельку. Разрушили, заметим вскользь, жизнь Тамаре и Нелькиному ухажеру Косте… Какой-то сюрреалистичной показалась мне сцена, где Андрей (снова ставший начальником шахты, потому как смирил гордыню и расположил к себе публику) и Неля (переселившаяся к суженому с чемоданом и гитарой) отмечали начало новой жизни, поднимая тост за своих друзей. В смысле, за Тамару и Костю. М-да… В кадре все счастливы, звезда горит, занавес скрывает от нас драматические переживания второстепенных персонажей. В конце концов, на то они и второстепенные, чтобы быть никому не интересными. За редким исключением.

А вот таких счастливых исключений в этом фильме как раз пруд пруди. В эпизодах мелькают узнаваемые и симпатичные лица актеров Юрия Белова, Геннадия Юхтина, Льва Перфилова. Неподражаемая Надежда Румянцева ходит юлой в привычном образе школьницы-попрыгуньи, хотя ей тогда уже было за 26 лет. Маргарита Криницына (легендарная Проня Прокоповна) исполняет роль комсорга шахты. Евгений Моргунов – руководитель самодеятельного поселкового оркестра. Мое частное мнение: актеры второго плана в этом кино зачастую выглядят ярче и фактурней главных героев. Так и фон, красивый город Сталино, интересней сюжетной линии.

Фишка фильма

Редко обнаружишь в советском кино 1940–1950-х годов, чтобы руководитель, и вдруг неидеальный. Положительный типаж, не враг, но и с недоработками, перегибами и терзаниями по женской части. Бронза, но с человечинкой. А еще – зажиточная обстановка в доме только у знатного шахтера. Причем есть даже телевизор, фикус и прочие атрибуты скромной поселковой роскоши. У инженера – конструктивно, чисто и пусто. Будь он хоть сто раз директор шахты. Молод еще, потому что. Не заслужил до поры, до времени.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий