Три клинка Победы. Плюс еще один

Вы представляете, что это за невероятная мощь была – СССР? Понятно, что кто там жил, я, например, не только представляем это, а и знаем наверняка. Причем, в данном случае, не только о грандиозных войсковых победах и трудовых свершениях идет речь. Хотя, понятно, и о них тоже. Но, в первую очередь, о знаках, символах, смыслах.

Дело в том, что Советский Союз мог себе позволить создавать композиции таких масштабов, что не снились даже и циклопическим античным временам. Советское мышление, знаете ли, оно ведь планетарное, причем, идеологически точно выверенное.

Совсем недавно я рассказывал на этом же самом форуме о величественном монументе, что был установлен в берлинском Трептов-парке. И как раз подчеркивал, что лично товарищ Сталин настоял, чтобы солдат-освободитель держал в руке не автомат, а меч. Позже это все вылилось в триптих, по размерам с которым мало произведений искусств может потягаться

Три скульптуры связаны темой меча Победы. Первый монумент возведен в Магнитогорске, называется от «Тыл – фронту!» Две богатырские фигуры, рабочий и солдат. Один передает другому меч, чтобы кромсать фашистскую гадину. Второй памятник гораздо больше известен. Это исполинская фигура Родины-матери, которая зовет, и мечом высоко над головой дает понять, что спуску супостату не будет. Место расположения – Сталинград… А! Говорите, что сейчас это Волгоград? Ладно. Полагаю, временно, правда дорогу себе всегда прокладывает. А третий, уже осмотренный нами ранее «Воин-освободитель» в Берлине.

Итак, прошу присмотреться. Магнитогорск – Сталинград – Берлин. В первой точке был сделан каждый третий снаряд и каждый второй танк Великой Отечественной. Во второй развернули фашистов на 180 градусов, а многих и прикопали. В третьей – решили вопрос окончательно, вынесли приговор упырям.

1. Меч передается из рук в руки. 2. Меч грозно поднят вверх. 3. Меч опущен вниз, все, порубили негодяев и нелюдей, мир наступил. Сколько красоты и символизма. И, опять же, а география? Ширь какая… А геополитическая мощь! Только в СССР.

Правда, по смыслу памятники стоят с востока на запад. А по хронологии наоборот. Сначала был создан берлинский монумент, в 1949. Затем сталинградско-волгоградская матушка – 1967. В Магнитогорске – 1979. Первые два создавали мастера под предводительством Евгения Вучетича. Когда надумали создавать уральский памятник, его уже не было в живых. Группу авторов возглавлял Лев Головницкий. Но концептуально, идейно, все три монумента увязаны прочно. А главное, конечно – меч Победы!

Кстати, у Вучетича ведь и еще великий меч был. Который следовало перековать на орала. Этот символ стоит в Нью-Йорке, у штаб-квартиры ООН. В триптих это произведение не входит. Но, знаете, по смыслу вписывается изумительно.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован «СЖС» 9 мая 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий