Чуть юбилей не пропустили! Да еще и какой! 13 мая исполнилось 380 лет со дня рождения столового ножа. Того самого, о котором любят позубоскалить, мол, в какой руке следует его держать за трапезой, если в правой — котлета.
В 1637 году закругленный ножик резко вошел в мякоть человеческого быта, чтобы остаться там навсегда. Отцом, можно даже сказать, что святым отцом данного столового прибора стал Арманд ю Плесси, более известный миру под именем кардинала Франции Ришельё. Да, он не только был мастером плести интриги, приглядывать за шашнями Анны Австрийской и ее подвесками, управлять государством, заниматься наукой и воевать. Иногда его высокопреосвященству приходили в голову действительно важные идеи. Как, например, с ножом.
Рассматриваются две причины, которые могли вызвать к жизни кардинальский указ, предписывающий принимать пищу, во всяком случае, во дворце, при помощи специального столового ножа. Первая: из соображений безопасности. До того момента ведь использовали самые натуральные кинжалы, которыми в пылу застолья можно было собеседнику и глотку перерезать. Вторая: Ришельё раздражало, когда острым концом ножа ковырялись в зубах.
В любом случае, по эскизу кардинала ювелир изготовил первый столовый нож. Что вызвало недоумение и даже протест у дворянства. А чего вы от них хотели? Дикие люди, ретрограды и мракобесы.
Все это случилось в правление Людовика XIII, а уже следующий французский монарх, Людовик, как вы понимаете, XIV с позывным Король-солнце, полностью узаконил столовый нож, изгнав из застольной атрибутики острый кинжал. Пользоваться закругленным клинком стало и хорошим тоном, и непременным правилом этикета. Из Франции полезный обычай распространился на весь остальной мир.
Как же, спросите вы, трапезовали до ножевой реформы Ришельё? Очень просто. Например, прекрасно обходились двумя кинжалами, одним нарезали еду, а вторым отправляли ее в рот. Верхом элегантности по отношению к кушающей барышни была помощь ей. Скажем, кавалер отрезал кусок оленины и прямо с лезвия скармливал его даме… Это ведь, помимо всего прочего, позволяло той держать руки свободными. В смысле, тягать со стола прочие продукты, не нуждающиеся в нарезании.
Собственно, все, что не резалось, бралось руками и запихивалось в рот. Состоятельные люди позволяли себе роскошь вкушать яства в перчатках. После чего те, измазанные соусами и засаленные, попросту выбрасывались.
Между прочим, распространение в лучших домах Парижа ножа Ришельё проложило дорогу в приличное общество и вилке. Этот прибор, в принципе, известен с давних времен. Но популярностью вилка никак не пользовалась. Зачем это излишество, если всегда можно наколоть сочный кусочек кинжалом? А в пару к закругленному ножику вилка стала просто необходима.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 13 мая 2017 года