Сто лет городской жизни

16 июня мой родной Донецк тихо и незаметно отпраздновал 100 лет своей жизни в статусе города. В принципе, дату можно было бы считать локальной. Но вот уже несколько лет Донецк не сходит с мировых новостийных лент, то есть, не лишне кое-что знать об этом населенном пункте и не только дончанам. Кроме того, само продвижение в города получилось занятным.

До этого был рабочий поселок при металлургическом заводе и рудниках. И назывался он Юзовка, с 1924 года – Сталино, а уж Донецком стал в 1961, это так, к слову.

Городской статус, а уж тем паче образ жизни и мировоззренческие принципы, это, между прочим, важно. Юзовка ведь изначально возникла в качестве индустриальной точки на карте. Не было у нее архаичного аграрного прошлого. Как, скажем, Санкт-Петербург никогда не был деревней, а сразу вырос блестящим городом и могучей столицей, так Донецк сходу стал промышленным центром.

То есть, плыли тысячелетия «дикой степи», а потом приехал валлиец Джон Юз с одобрением российских властей и честолюбивыми планами, задымили трубы завода, врезались в землю угольные копи, понаехало подвижных и дерзких элементов со всей Империи и прилегающему к ней окрестностей. Забурлила жизнь в самых разных ее проявлениях.

Датой основания Донецка — Юзовки считается 1869 год. Но развивалось здесь все так активно, что очень скоро поселок по множеству показателей превосходил многие города Российской империи. По населению, в первую очередь. Ведь в начале ХХ века существовало множество городов с 20-30 тысячами жителей. Они даже были уездными центрами. Но в Юзовке проживало больше 70 тысяч! Имелись храмы, больницы, учебные заведения, спортивные и театральные кружки, цирки и синематографы, собственное относительно высшее общество и маргинальное дно. Все как в приличных городах, кроме статуса.

Вопрос о том, что стоило бы записать Юзовку в города стал реально обсуждаться в 1913 году. И возникло невероятное сопротивление. Причем, со стороны тех, кто, по сути дела, дал населенному пункту жизнь.

Порождение Джона Юза и других энергичных джентльменов, «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», сказало свое решительное «нет». Эта могучая промышленная компания являлась полноправным хозяином и реальной властью на этих землях. Но городской статус влек за собой появление местного самоуправления. И зачем это надо было «Новороссийскому обществу»?

В августе 1913 году специалисты «НРО» подготовили обширный и интереснейший с точки зрения историка документ, который назывался «Дополнительные сведения о преобразования п. Юзовки в город». Общество упирало на то, что именно оно вкладывает средства в развитие населенного пункта. И дороги мостит, и водой, что в условиях степи важно, занимается, и улицы освещает, и санитарного врача завело, храм возводит, и все такое прочее.

Но, кроме того, было у «НРО» два козырных аргумента. Во-первых, Юзовка будет существовать, пока работает завод. А это, в свою очередь, определяется запасами угля поблизости. Причем, пессимисты (а скорее, хитрецы) из «Новороссийского общества», сообщали, что угля хватит максимум на 50 лет. То есть, по их мнению, Донецк должен был исчезнуть в районе 1963 года. Немножко просчитались, как видите.

Во-вторых, металлургическая компания указывала, что она или вовсе не будет допущена к управлению городом (как иностранная фирма), или получит только один избирательный голос (как юридическое лицо). Следовательно, хозяевами станут «ремесленники, кулаки, торговцы, скупщики, интересы которых ничего общего с интересами предприятия не имеют, и, конечно, главную роль будут играть евреи, составляющие в местном население значительный процент». Действительно, в Юзовке евреи были второй по численности этнической группой, сразу после русских.

Надо сказать, что в 1913 году доводы «НРО» возымели успех. Юзовка тогда городом не стала. Восторжествовал справедливость только 16 июня 1917 года по решению Временного правительства. Чуть ли не единственное верное действие, на которое сподобились те власти.

Потом Юзовку терзала Гражданская война, город воспрял и, уже как Сталино, попал под каток немецких фашистов, восстановился, расцвел, превратился в город-миллионник Донецк, цветущий и гордый. Сейчас это прифронтовой город, истекающий кровью, но не сдающийся. Город, подчеркиваю, не хутор и не деревня. Город!

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 17 июня 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий