Сейчас же, как бы там ни было, юбилейный год идет. И я даже не о столетии Великой Октябрьской социалистической революции толкую, хотя этот повод, если честно, всем поводам повод.
«7» в концовке года открывает сильные перспективы. Скажем, тактично намекает на год 1937. Да, согласен, это не век. Но, заметьте, тут добрые 80 годков.
1937 год знаменателен сами разнообразными событиями. Но сегодня, так уж вышло, я хотел сказать о кино.
Была бы возможность такая, так о советских фильмах этого года выпуска можно было бы ворох диссертаций насочинять. Величайшие делались ленты. «Петр Первый», «Возвращение Максима», «Ленин в Октябре», «Пугачев», и так далее.
Но мне всех ценнее «Колыбельная». Выходящее из ряда вон произведение режиссера Дзиги Вертова, авангардиста и концептуалиста. Кинематографического хулигана, если уж по большому счету.
Это вторая картина Вертова, которая, волею судеб, попадает мне под руку. Первая была «Энтузиазм. Симфония Донбасса». Дебютная звуковая лента советского кино, между прочим.
Теперь, благоволите, «Колыбельная». Не самой широкой известности произведение. Но вот, представьте себе, как же здорово прочувствовать, что маэстро Дзига (псевдоним, разумеется) Вертов опередил время.
Сейчас иной раз доводится слышать о «клиповом мышлении». Так вот, Вертов и выдал в «Колыбельной» целый час нарезки из клипов. В своем, понятно, разумении. 80-летней давности.
«Колыбельная» Вертова – это гимн женщине, матери, и им, как водится, детям, товарищу Сталину и советской власти. Скажете, пропаганда? Наверное. Где-то и в чем-то она есть. Но, знаете, а меня это не коробит.
Режиссер красиво подал собирательный, всесоюзный, интернациональный образ женщины-матери. Правильные красавицы Советского Союза поданы с разных ракурсов. Они кормят детей грудью, прыгают с парашютом, несутся на всяких мобильных средствах передвижения от коня и верблюда до велосипеда и самолета, танка даже…Но ведь женская их суть ничуть не расплёскивается. Хороши, чисты, прогрессивны. Непременно с младенцами, время от времени.
А те, дети, в смысле, растут, крепчают, славят товарища Сталина. Хороший идеологический замес, не в каждой стране такой сложится.
Почитал критику разных лет. Толкуют, что это кино вывалилось на экраны, а через пять дней ушло в никуда. Типа, Сталину не понравилось. Хм… Не знаю…
Я же за Иосифа Виссарионовича мыслить не могу, понятно. Но, честно сказать, с поправкой на время, на технические средства, фильм мне пришелся по душе. Как минимум, достойный документ эпохи. В кадре не только обожаемый всенародно Сталин, но и Ворошилов, Молотов, Калинин, Долорес Ибаррури и вся «красная» Испания… Чем худо, эй?
А еще музыка. Там же ноты писали знамениты братья Покрассы, а текст дал Лебедев-Кумач. Сильное, словом, кино. Во всяком случае, для 1937 года нестандартное, а для нашего вяло текущего момента – необычное. И, знаете, о потраченном часе времени вообще не жалею. Нескучно было.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 20 июня 2017 года
Изумительный фильм, красивые, счастливые люди
Да, я тоже впечатлен.