Попытка повернуть азиатскую реку

300 лет тому назад произошло историческое событие, сколь масштабное, показательное и перспективное, столь и трагическое. Петр Первый, которого принято считать завзятым рубакой окон, форточек и бойниц в Европу, на самом деле в смысле геополитики был куда шире и масштабней.

Царь прекрасно понимал, что географическое положение его державы исключает действия только в одном западном направлении. Восток был важен стратегически ничуть не меньше.

И вот в 1717 году в сторону Хивинского ханства двинулась военная экспедиция. Весьма интересная по составу и задачам. Возглавлял поход преображенский капитан князь Александр Бекович-Черкасский. Вообще-то он был родом из кабардинской знати и от рождения звался Девлет-Гирей-мурза.

В детстве он попал в дом к князю Борису Голицыну, как бы на воспитание, на самом деле, брать в заложники представителей знатных семей, чтобы горская их родня не бузила, было обычной ситуацией. Но кабардинский княжич прижился, принял крещение, сменил имя, стал зачинателем фамилии, давшей России многих видных деятелей. Да! Женился на дочке князя Голицына. Военно-морское образование получил в Голландии и Италии.

Выдвигаясь во главе экспедиции в Хиву, князь Бекович получил от царя Петра ряд указаний. Например, повернуть русло Амударьи в старое русло. Ничего задание, да? Ходили разговоры, что хивинцы при помощи дамбы развернули реку в Аральское море. Скрыв тем самым богатые золотые месторождения. Но, в принципе, тут был и иной интерес. Повернув Амударью, Россия получала водный путь из Астрахани дальше на восток.

Кроме того, Петра Алексеевич дал команду поставить в стратегических точках крепости, что было сделано, кстати. Склонить хивинского, а потом и бухарского ханов войти в российское подданство, со своими подопечными, понятно. Отправить верных людей в Индию, пробить торговые контакты. Вообще-то размах просто космический.

Чтобы князь Бекович-Черкасский выглядел убедительно, с ним  отправилось войско, более 4 тысяч человек. Это были регулярные части, ударную часть которых составляли яицкие (уральские) казаки. Драгунское подразделение, более полутысячи сабель, состояло из шведов. Тех самых, что были взяты в плен под Полтавой 8 годами ранее. Им был предложено почетное и «богатое» (сытое, в смысле) пленение. Навыки европейцев использовались, например, в налаживании металлургического производства, но большинство согласились поступить на русскую воинскую службу, с благородной оговоркой, что их не отправят воевать с шведской короной.

В принципе, Хивинский поход был выстроен грамотно. Но если смотреть на него с европейской точки зрения. Только это же была Азия, хитрая и коварная. Поначалу 4 тысячи войск Бековича и смогли противостоять силам противника, превосходящим их в 6 раз, и даже склонили Хиву к мирным переговорам. Но азиаты включили свои восточные трюки. Хану удалось уговорить, российского командующего разделить отряд на 5 частей и разместить в разных городах, мол, иначе не прокормить. Большая часть экспедиционного корпуса была безжалостно вырезана, без головы остался и князь Бекович-Черкасский… Вернуться восвояси удалось трем сотням потрепанных и утомленных солнцем воинов.

Восточные задумки Петра Великого пришлось перенести на более поздние сроки. Уроки трагедии отряда Бековича были учтены последователями.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 9 июля 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий