«Большой вальс» в Москве

17 июля 1944 года по Москве прошагало 57 тысяч немецких солдат, офицеров и генералов. Они мечтали о прогулке по советской столице, и даже были уверены, что совершат ее, но в качестве победителей. Предложенный им формат существенно отличался от того, что грезилось.

Это были захватчики, взятые в плен нашими воинами в Белоруссии в ходе знаменитой операции «Багратион». Только часть их, разумеется. Отбирали здоровых и способных перемещаться самостоятельно, даже усиленно покормили кашей и хлебом с салом.

Шли колоннами по 20, в «коробочке» по 600 единиц, во главе с генералами и офицерами. Зрелище было грандиозное.

Разумеется, прогон пленных по столице носил огромную идеологическую нагрузку. Он воодушевлял советских бойцов, вселял уверенность в грядущую Победу… И для мирных жителей, натерпевшихся за годы войны, это была чрезвычайно важная акция. А еще «парад побежденных» в Москве служил сигналом союзникам, американцам и англичанам.

Те высказывали сомнения, что успехи советских войск в Белоруссии действительно так уж масштабны. Там, на всякий случай, фашисты потеряли убитыми и пленными порядка 400 тысяч человек. Больше, нежели под Сталинградом даже. Из 47 генералов, командовавшими немецкими корпусами и дивизиями, 21 был пленен. Чтобы у англосаксов не осталось и доли сомнений, им тоже продемонстрировали нескончаемую колонну обезвреженных «сверхчеловеков».

Причем, НКВД, который проводил «парад побежденных», не откажешь в своеобразном чувстве юмора. Операция носила кодовое название «Большой вальс». Так называлась популярная в ту пору американская кинокомедия.

Колонны были выстроены в 11 часов, завершилось движение к 7 вечера. Пленных усадили в вагоны и развезли по лагерям. Понятно, пока они двигались по Москве, от местных жителей наслушались разного. Если даже и не поняли конкретных слов, то общий тон обращений наших граждан, несомненно, уловили. Впрочем, прошло все без особых эксцессов. Колонны сопровождали кавалеристы с обнаженными шашками, конвоиры с оружием наизготовку.

За пленными следовали поливальные машины, символически смывая «нацистскую нечисть» с московских улиц.

Несколько меньший по масштабам прогон пленных состоялся 16 августа 1944 года в Киеве. Там в колонны было построено 37 тысяч немецких солдат и офицеров.

P.S. Кто бы мог еще совсем недавно подумать, что у подобных «парадов побежденных» в наших городах может быть продолжение… А вот ведь… В августе 2014 по Донецку прогнали колонну, конечно, менее впечатляющую и еще более жухлую, чем за 70 лет до того, состоящую из пленных украинских карателей. И поливальные машины смыли следы их поганые с асфальта улицы Артема. Закономерный итог для любой фашистской заразы, вне зависимости от того, в какие национальные обертки она укутана.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 17 июля 2017 года

Вам также может понравиться...

комментариев 11

  1. Замечательный повод, отличная статья

  2. Где-то встречал, что поливальные машины имели практический смысл. Пленные немцы были многие больны всякими разными болезнями. Некоторые из них по ходу испражнялись прямо под себя. Вот вроде как чтобы смыть всю гадость с асфальта и были задействованы поливалки.

  3. Я считаю, что марши пленных, которые проводили после ВОВ и сейчас в ДНР — это ужасная вещь, которую нельзя ни в коем случае допускать. Это если кратко.

    • Ужасная вещь, которую нельзя допускать — это обстрелы городов и сёл ЛДНР, смерти и увечья мирных людей. Мы воспринимаем это как реванш (хоть какой-то), Вы же абстрактно и отстранённо «гуманизируете».
      Помилуй Бог Вам встретиться с реально ужасным, происходящим на этой войне, Сергей.

      • И то, и то плохо и ужасно. Знаю я прекрасно эти разговоры об «абстрактном гуманизме». Именно из таких разговоров, на самом деле, и рождаются войны. » Это реванш», «потом разберемся, кто виноват, а сейчас войны», » во время войны надо действовать по законам военного времени» и пр. Не будь людей с таким мышлением, войн было бы в десятки раз меньше, потому что ни одна власть не заставила бы людей воевать их руками.

        Никакой это не реванш. Что во время ВОВ, что сейчас веди в параде людей, не разобравшись, кто и что каждый из них. Там могло и наверняка было достаточно тех, кого просто отправили воевать и у кого не было выбора. Или кто одурманен и видит мир искаженным. Надо не парады такие устраивать, а расследовать и судить конкретных людей, совершавших конкретные преступления. А такие парады — это вклад в войну, её дополнение и само по себе — преступление. Да, я не был на войне. Мне там и делать нечего, меня тут же убьют, очевидно. И, да, я отлично понимаю, что в условиях войны буду совсем в другом состоянии. Но могу пообещать, что никогда не поддержку вот такие парады, а также подходы типа «раз пришёл с оружием на нашу землю — значит, уже враг» и прочее. А Вы можете и дальше верить в то, что это все якобы «абстрактный гуманизм». Нет, гуманизм именно тогда гуманизм, когда он требуется. Да и даже не гуманизм этою а просто человеческий подход. И самое тошное — это то, что Лавров сказал, что этот парад в Донецке — этот нормально.

        За пожелание — искреннее спасибо. А я Вам желаю как можно быстрее все это пережить и прожить ещё много десятков мирных и счастливых лет. Причём мне глубоко все равно, где при этом будет Донбасс: в Украине, в России, будут отдельные республики и пр. Я хочу, чтобы там был мир, и люди при этом жили спокойно и комфортно. В том числе и лично Вы. Мечтаю о том, чтобы это случилось поскорее.

        • Сергей, я не хочу с Вами спорить, простите. Если Вы не поняли меня с первого раза, то не поймёте и с пятого…
          А вот Ваши мечты о мире разделяю. Хотелось бы, чтобы побольше людей в России мечтали вместе с нами. 🙂
          Люди в ЛДНР сделали русский выбор, поэтому сочувствие и поддержка россиян особенно важна.

        • Ключевые слова человека по имени Сергей Янков -«…мне глубоко всё равно». А нам не всё равно. Не всё равно потому что снаряды и мины разрушают НАШИ дома, школы, больницы. А не дом и прилегающие здания Янкова Сергея. Потому что хоронят стариков и детишек НАШИХ, родных, близких, знакомых, соседских. Это НАШИ бабушки и матери воют на кладбище от безысходности над свежими могилами. А Сергей Янков далеко — далеко от войны сидит в интернет — паутине и пишет «Негуманный гуманизм уже не гуманизм а заменитель гуманизма. Только гуманный гуманизм может быть гуманизмом с гуманным оттенком. Пленных провести по улицам — как — то негуманно всё это. А в Енакиево наш однокурсник Вадим Мартыненко учил детишек как правильно под парты падать при артиллерийском обстреле, как уворачиваться от лопающихся оконных стёкол, как распознавать мины на растяжках, как перемещаться по улице при обстреле из стрелкового оружия. Обходил своих учеников, обучал их дистанционно в полуразрушенных домах. Вытаскивал своих родственников из разрушенной прямым попаданием квартиры. Хоронил своих выпускников.
          Сергей Янков, если вы напишете в своих постах слово «гуманизм» сто семьдесят четыре раза то никому легче не станет от этого. Удивительно но факт. А вот когда Вадим Викторович под обстрелами таскал учебники в разбитые дома, потому что детям надо получать образование даже на войне — так это и есть гуманизм. Высшей пробы.

          • Вы не поняли. Я сказал «мне глубоко все равно» как вопрос решится политически. Для меня главное, чтобы людям на Донбассе жилось спокойно, хорошо, мирно, чтобы они поскорее забыли обо всем этом ужасе или хотя бы, чтобы они думали об этом, как о прошлом. То есть, мне все равно, что там политики для себя решат. Это дело второе. Мне важно, чтобы войны не было, и людям было нормально. И не только на Донбассе. В Сирии, в других местах. Везде.

Добавить комментарий