Ленин и Матильда: революция в спальне. Часть первая

Матильда Кшесинская, прима-балерина императорских театров и особа приближенная (или не приближенная, сейчас как раз отчаянно спор на эту тему) к императору, сейчас, скорее всего, неуютно ворочается в своей могиле на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, что под Парижем. Образно говоря, разумеется. Очень уж часто ее последнее время стали вспоминать. Пожалуй, так популярна в России Матильда Феликсовна не была со времен своих блистательных выступлений на сцене.

И дело, что интересно, не только в резкой общественной дискуссии, спровоцированной готовящимся выходом на экраны неоднозначного фильма «Матильда». Кшесинская была заметной фигурой в российском обществе столетней давности. Судьба забрасывала балерину, к тому моменту, конечно, уже бывшую, в эпицентр разных скандальных событий. Сводила с историческими деятелями, причем, в нестандартных ситуациях.

Сейчас аккурат идет100-летий юбилей революционных событий, перевернувших уклад Российской империи. И биографию балерины изрядно зацепивших, конечно. Как же о таком е говорить, не вспоминать?
Когда Февральская революция 1917 года заклокотала и привела к руководству Временное правительство, Кшесинская с сыном жили в Санкт-Петербурге. Особняк театральной дивы был выстроен в популярном в начале ХХ века стиле модерн, под пристальным присмотром хозяйки, с учетом ее требований и пожеланий. Она скрупулезно подбирала мебель, ковры, растения для зимнего сада. В общем, с любовью обустраивала свой быт.

События назревали небывалые, не вполне понятные, так что Матильда Феликсовна, по совету друзей, на какое-то время убыла в Финляндию. Впрочем, скоро вернулась. И даже побывала на приеме у Александра Федоровича Керенского.

Вот что в марте 1917 года писала об этом газета «Новое время»: «Кшесинская явилась на прием к А. Ф. Керенскому и заявила, что она не скрывается от властей и в любой момент она готова быть в их распоряжении. Согласно ее ходатайству, министерство юстиции выдало ей удостоверение, что она и не подлежит задержанию и может беспрепятственно проживать в Петрограде».

Но вышла незадача с особняком Кшесинской. Да, формально страной руководило Временное правительство. При этом, все заметней становилась деятельность советов. Революционные организации активизировались. А для работы им нужны были штаб-квартиры.

Сначала в дом балерины вселились, со всеми вытекающими отсюда последствиями, солдаты одной из частей. Затем к ним добавился Петроградский комитет РСДРП (б), газета «Правда», чуть позже въехал ЦК РСПДП (б). И, в конце концов, прибыл из эмиграции Владимир Ленин.

С узорчатого балкона особняка Кшесинской, вполне узнаваемого на картинах советских художников, Владимир Ильич сказал свою знаменитую речь 3 апреля 1917 года. Внизу ему рукоплескало людское море из рабочих, солдат и революционных матросов.

Окончание следует

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 26 июля 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий