Звездный путь русского человека

50 лет тому назад, в 1967 году, завершилась кинематографическая карьера выдающегося советского актера Сергея Столярова. Последим фильмом, в котором кумир нескольких поколений зрителей снялся, была экранизация фантастической  книги Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».

Столяров исполнил роль руководителя космического масштаба, действие картины происходило в далеком будущем. Звали героя Сергея Столярова Дар Ветер, и к этому важному моменту мы еще вернемся.

Чего там кокетничать, создавая статьи о звездах кинематографа, журналисты любят найти в них биографиях нечто символичное. В случае со Столяровым и искать-то особо ничего не приходится. Его карьера в кино началась с темы покорения межпланетного пространства, ей же и закончилась.

Первый фильм, где он снялся, назывался «Космический рейс» (1935 год). Столяров был задействован в маленькой роли начальника старта. Его фамилию даже в титры не поместили. А венчала незаурядную жизнь на экане, упомянутая уже «Туманность Андромеды». Кстати сказать, изначально предполагалось, что это будет только первая часть некой космической саги, но продолжение не сняли. В 1969 году Сергей Дмитриевич умер, а без него продолжать проект не имело смысла.

Любопытный момент, между двумя космическими точками творчества Столярова уместилось добрых два десятка фильмов. В которых он создал, по сути, канонический образ русского и советского человека. Внешность актера, разумеется, к этому располагала.

Первый грандиозный успех пришел к Столярову с выходом на экраны фильма «Цирк». После этого, как только кому-то из значительных режиссеров нужен был артист с яркой русской внешностью, тут же вспоминали о Сергее Дмитриевиче. Руслан, Садко, Никита Кожемяка, Алеша Попович – всех этих, да и многих других былинных богатырей, советский человек представлял, глядя на фотографии Столярова.

Иллюстраторы детских сказок, не стесняясь, рисовали своих персонажей тоже с него. А зачем что-то выдумывать, если есть такой роскошный образ?

Еще одним направлением ролей Столярова были героические моряки и воины, наглядный тому пример – капитан подводной лодки «Пионер» в легендарной «Тайне двух океанов».

Но вернемся к Дару Ветру. Создавая свою фантастическую историю, Иван Ефремов наделил персонажей странными именами и фамилиями, по которым не очень-то поймешь этническую принадлежность звездолетчиков.  Автор, надо думать, полагал, что в будущем все вот эдак перемешается и трансформируется. Но внешность Дара Ветра у него описана так, что не остается сомнений – у парня славянские корни. К тому же, проскальзывает сообщение, что и Дар, и Ветер – слова русского происхождения… Так мог ли кто-то иной, кроме Сергея Столярова играть эту роль? Нет, разумеется.

Кто знаком с творчеством Джорджа Лукаса и его «Звездными войнами», тот наверняка не может не уловить схожесть звучания: Дар Ветер и Дарт Вейдер. Некоторые исследователи так просто пальцем указывают, мол, Лукас попросту утащил удачную находку Ефремова. Как, собственно, и многие приемы советской фантастической литературы и кино. Другое дело, что Дар Ветер рафинированно положительный персонаж, а Дарт Вейдер олицетворяет зло…

Здесь сложно разобраться, вполне вероятно, что кое-что Лукас и позаимствовал.  Американские кинематографисты по этой части никогда не отличались особой щепетильностью. А может и сам придумал. Фантастические идеи витают в воздухе, важно их вовремя поймать.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом «СЖС» 7 августа 2017 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий