Улочки донецкие

Два года тому назад задавал коллегам «простые вопросы» в соответствующей ФБ-рубрике. Сейчас просто напоминаю об этом.

— Какие названия (улиц, районов, площадей и т.д.) не уместны в современном Донецке, и какие из утраченных наименований стоило бы вернуть к жизни?

Евгений Ясенов, журналист, писатель, скрупулезный краевед:

— Выскажу свою, сугубо личную точку зрения, которую я никому не собираюсь навязывать и которая сформировалась в результате многолетних контактов с историей Донецка. Мне кажется, что в этом вопросе нужно руководствоваться исторической логикой, а не идеологией. Что такое историческая логика? Это — приоритет первого названия. То есть, если что-то и переименовывать, то при этом — возвращать то название, которое было дано изначально. По этой логике, например, площадь Ленина переименовывать не во что, поскольку так она называлась изначально. А вот Ленинский проспект — другое дело, у него было несколько названий в прошлом. Насколько мне известно, первое название — Клубный проспект. Мне нравится! То же самое — проспект Ильича. Он, как известно многим, назывался Макеевским шоссе. Это теплое название достойно того, чтобы к нему вернулись. Я — именно за такую модель переименований, в основе которой — история города, а не отношение к истории какого-то чиновника или политика. Это, помимо восстановления исторической справедливости,избавит нас от каких-то будущих глупых переименований.

Олег Разорёнов, мастер компьютерной верстки, донецкий патриот, человек широких взглядов:

— С приходом капитализма на благословенную землю Донбасса, к нам просочился и один из его лозунгов – все на продажу. Просочился и завладел умами многих. И пошли рядить в яркие обертки неликвид. Спрятал его в шелестящую бумажку с блестящими рисунками, придумал такое название, чтобы уже за него потенциальный покупатель готов был раскошелиться, и порядок. Вот только тому, кто попался на броские упаковку и имя, частенько приходилось разочаровываться – внутри не то, чего ожидал, в лучшем случае, а то и совсем опасная для жизни гадость. С городами, улицами, площадями такая же история. И как не называй известную всем деревню Гадюкино, дожди и потопы там не прекратятся, и жить лучше не станет.

Донецк прекрасен. Был есть и будет. И прекрасен он не столько тем, как называются его составные части, а более событиями, стоящими за ними. В них история города, прошлое и настоящее. И если есть необходимость увековечить в названии улицы новое историческое событие – построй новую и дай на ней разгуляться своей фантазии. Но ведь ломать – не строить. И легче «до основанья, а затем…» Вот не хочется этого самого до основанья. Тем более, что наш город ценен не фантиками, в дополнительных украшательствах не нуждается. Да он и не товар.

Игорь Фарамазян, журналист, смиренный агрессор здравой мысли, вынужденный путешественник:

— Ну, оно, конечно, краеведам, знатокам Донецка видней. Но лично мне, как рядовому обывателю, приятны такие названия, как, скажем, проспект Металлистов (ныне Гурова), Ново-мартеновская улица (ныне Постышева), Магазинная улица (ныне Кооперативная), я уж молчу о Пожарной площади и Пожарном проспекте (которые многие дончане так и называют до сей поры). Или вот линии мне нравятся: 1-я — улица Артема, 2-я — улица Кобозева и т.д. Есть и неуместные, на мой взгляд, наименования улиц.

Но останавливаться подробно на этом не буду. Мне вообще не хотелось бы уподобляться нашим «украинским партнерам» и заниматься массовым переименованием или «вертанием взад» прежних наименований.

Есть другая идея, которая мне очень понравилась. В городе Каменск-Шахтинский я видел несколько уличных указателей, на которых вместе с нынешним названием улицы было название историческое. Например, проспект им. Карла Маркса, историческое название проспект Донецкий. Здорово, мне кажется, придумано. И, главное, никому не обидно.

А еще мне кажется, у нас появятся совсем новые названия. К примеру, улица Ополченческая или проспект Спасателей, Волонтерская улица, Коммунальный проспект — в память всех тех, кто защищал, спасал, помогал, сохранял город и его жителей.

Но это мне кажется. А там, как дончане решат.

Виктор Бурдук, замечательный кузнец, отец Парка кованных фигур, жутко многословный респондент:

— Все нормально.

Евгений Лукьянов, видеооператор, виртуоз нестандартного ракурса, любознательный странник:

— Мне вот что не совсем понятно… Был проспект Таманский, а теперь это улица Таманская. Проспект где? Далее — вернуть линии, вплоть до 17-й и Ново-мартеновскую улицу!

Олег Измайлов, журналист, историк, общественный деятель:

— Прежде всего те, что напоминают нам о своей донецкой и русской идентичности. Например, не худо было бы вернуть название знаменитому «первому» гастроному – «Москва». Более того, его надо бы восстановить – вернуть ему его первоначальный облик – облик архитектурного памятника стиля конструктивизм. Это харьковчане могут разбрасываться такими объектами – у них там этого конструктивизма видимо-невидимо, или москвичи, а нам их беречь надо. Для этого надобно содрать весь пластик, который на него навесили неумные прежние владельцы, а для этого, конечно, культовое здание необходимо национализировать. И непременно восстановить пока еще возможно (для начала просто отмыть) прекрасные мозаики с видами столицы нашей Родины Москвы. Они в ужасном состоянии. Понятно, что восстановительные работы потребуют средств, но, думаю, если задаться целью… Честь и имя стоят того.

Продолжая торговую линию, — стоит восстановить в прежнем виде и вернуть имя гастроному «Ленинград» и ресторану «Медный всадник» над ним. Если кому-то хочется сохранить имя «Юзовский», а именно так называется торговый центр сейчас, то пусть перенесут его соседний «Континент». В самом деле – ну, что это за название? «Юзовский» было бы уместней, и «Ленинград» вернулся бы…

Также не забудем о гастрономе «Донецк» на площади Ленина. «Донецк», Карл! С него еще и варварски содрали один из лучших в городе барельефов, созданный в 1965-66 годах.

На мой взгляд недооценена роль двухгосударственных деятелей имперской России – брата императора Александра Второго, великого князя Константина Николаевича и его агента князя Сергея Кочубея. Эти двое провели в свое время блестящую игру, заставив недавних врагов России в Крымской кампании, британцев, поработать на развитие русской индустрии. Именно они вкупе с Юзом должны заслуженно считаться отцами-основателями и Донецка, и современного индустриального Донбасса. Например, ул. Постышева можно было бы переименовать в ул. Константиновскую (к примеру, не настаиваю именно на ней, ее можно и ул. Зодова назвать – в честь Лёвы, махновского анархиста), а бульвар Шевченко переименовать в Кочубеевский бульвар. Кто нам Шевченко? – мелкий малороссийский поэт и живописец (большевики вознесли его дабы националистам не отдавать, так теперь давно нет большевиков, а нацисты Шевченко иконой сделали).

Необходимо как-то по-доброму вспомнить и о том, что Донецк был 47 лет городом Сталино. Ленинский район можно было бы как встарь именовать Сталино-Заводским. На худой конец можно назвать Крытый рынок им. И.В. Сталина – ведь по его распоряжению был построен этот уникальный архитектурно-инженерный объект. Ну, и если говорить о вождях – разве нельзя как-то увековечить в Донецке имя императора Александра II, в царствование которого и распоряжением которого и началась постройка завода, родившего наш город? Скажем, сдвинуть памятник Шевченко чуть ниже, вниз по бульвару, на то место, где стояло кафе «Домино», а на месте Тараса поставить монумент царю-батюшке.

И еще об одной улице. Никогда мне не нравилась Роза Люксембург, и отношения к нам она не имела. Чтобы не выбиваться при переименовании этой улицы из смыслового взаимодействия с советской традицией, можно было бы назвать эту улицу – Дончанкой. См. пример – Неглинка, Ильинка, Варварка, Покровка, Марасейка и т.д. А почему нет? – «Вам куда?» — «Дончанка, 13, пожалуйста».

Вам также может понравиться...

комментариев 10

  1. Имя пламенной революционерки, предтечи современных слабоумных девиц из Femen? Розы Люксембург действительно никак не вяжется с Донецком. Тем более что я имел честь проживать в общежитии № 3 по улице имени этой самой гражданки. Насколько мне известно, ранее эта улица имела практичное название — Скотоперегонная. Это название никак не ассоциируется с четырьмя общежитиями Донецкого Университета а возникло на месте прогона крупного рогатого скота к водопоям, расположенным на городских прудах (ставках). Для масштабного действия по устранению бессмысленных названий улиц и возврата к исторически правильным топонимам необходимо обратиться в Донецкий краеведческий музей. Там работают замечательные люди, знающие специалисты. Подавляющее большинство из которых являются выпускниками исторического факультета ДонГУ, что особо приятно.

  2. «Мне вообще не хотелось бы уподобляться нашим «украинским партнерам»…»

    Солидарна с Игорем Фарамазяном…

  3. Александр Пименов, не убедили. Буду бороться за «Скотопрогонную»! :))

    Интересно, почему скотину по Университетской гоняли? Далековато от воды… Ну, может, так удобнее было…

    А чтобы совсем от смыслового значения не отрываться, по улице можно будет иногда пленных водить, показывать добрым людям: кто именно стреляет по их домам и близким. (Тут где-то у Руслана Леонидовича хорошая статья в тему есть).

  4. У нас (не только в Донецке) накопилось столько бессмысленных и откровенно скудоумных названий улиц и площадей, что переименование некоторых просто необходимо. Все эти Газгольдерные или Силикатные улицы, Асфальтобетонные проезды, Бензонасосные проспекты и прочие Коммунистические тупики требуют более вдумчивого отношения к названиям. Есть имена улиц, прямо призывающих к межконфессиональному конфликту :))). В Керчи, например, прямо в старинную Афанасьевскую церковь упирается переулок Безбожников. А целый пласт названий в честь мало кому известных революционных деятелей? Такие бездумные и скороспелые названия выхолащивают самобытный дух любого населённого пункта. В то время как местные старинные имена улиц звучат точно, завершённо, искренне. Подчёркивают индивидуальность топонима, исторически сложившегося района, места локального проживания по национальному, религиозному, профессиональному признаку. Солдатская слободка, Казачьи лагеря, Казённый Сад, Корецкий хутор, Кривоколенный переулок, улицы Воронцовская, Строгоновская, Дворянская — прекрасные местные названия в Керчи . Но вместо них улицы названы безликими, затёртыми именами людей, не имеющих к Керчи никакого отношения. Местные названия будят естественный интерес людей к своему городу, своей истории, побуждают к чтению, развивают интерес к истории и… и вообще развивают.

Добавить комментарий