Даже отказываюсь думать о той потере, которую понес бы советский кинематограф, если бы любимый народом (а мной так уж просто обожаемый) фильм «Белое солнце пустыни» по сценарию Андрея Михалкова-Кончаловского снял Андрей Тарковский. Нет, оба мастера из выдающихся. Но что бы это было?
Точно, не лента, которую многие годы по сотне раз смотрят широкие массы и, что тоже показательно, наши космонавты. Для последних это ритуал, талисман, а еще средство немного приблизить зарубежных партнеров по полетам к пониманию русской души. В общем, космического масштаба кино-то получилось.
Полвека тому назад, в 1967 году, началась работа на кинолентой с рабочим названием «Басмачи». Судьба у этого проекта была исключительно сложной, постоянно приходилось прорываться через невероятные препятствия. Потому, от старта работы и до выхода фильма на экраны прошло 3 года. Понятно, что иной раз кинокартины снимались и дольше, но в этом случае постоянно приходилось что-то или кого-то менять, нервничать.
Первоначально за сценарий сели упомянутый Кончаловский и Фридрих Гореншетйн, который, на всякий случай, известен по работам над «Солярисом» и «Рабой любви». Впрочем, Горенштейн вскоре отпал, а в соавторы Михалкову-Кончаловскому назначили Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова, которые и довели дело до конца, когда их покинул Андрей Сергеевич. Того поманила серьезная тема. Кончаловский отправился экранизировать тургеневское «Дворянское гнездо».
Пока сценаристы придумывали сюжетные повороты вокруг приключений гарема Черного Абдуллы и красноармейца Сухова (подлинную историю о женщинах, брошенных их мужем-бандитом в пустыне, Ежову рассказал ветеран Гражданской войны), шли судорожные поиски режиссера фильма. Среди кандидатов фигурировал и Тарковский, благо, в конце концов, позвали Владимира Мотыля. Ему, стоит отметить, по ходу работы доставалось «на орехи» изрядно. Сроки срывались, случился перерасход бюджета, актеры попадали в различные странные ситуации, например, в пьяные драки. Однажды даже был похищен реквизит, чтобы вернуть его пришлось пригласить сняться в кино дагестанского, скажем так, авторитетного человека. Его вы помните по красной рубахе и фразе «таможня дает добро».
Но главное результат, верно ведь? После переделок, досъемок, утверждений на разных уровнях к народу прорвался великолепный фильм, разобранный на полюбившиеся образы и узнаваемые цитаты. И тут спасибо товарищу Брежневу. Пока кинематографическое начальство размышляло, стоит ли такую историю показывать людям, генеральный секретарь посмотрел ее у себя на даче и пришел в восторг. Судьба «Басмачей», «Пустыни», «Спасти гарем», а в заключительной версии «Белого солнца пустыни» была решена.
Кстати, в 1997 году, открытые советскими астрономами на Венере кратеры, были названы в честь барышень из гарема, спасенного Федором Суховым, плюс еще один в честь его единственной и на все времена любимой супруги Кати.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 30 сентября 2017 года