«Леон Гаррос ищет друга», 1960 год, киностудии имени Горького (СССР), «Просинекс» и «Трайдент» (Франция — Италия)
Афиша
Режиссёр: Марсель Палиеро
Авторы сценария: Леонид Зорин, Сергей Михалков, Семён Клебанов, Мишель Курно
Операторы: Георгий Гарибян, Владимир Рапопорт
Композитор: Хосе Падилья, Никита Богословский
Актёры: Леон Зитрон, Юрий Белов, Татьяна Самойлова, Жан Рошфор, Жан Гавен, Валентин Зубков, Евгений Буренков, Людмила Марченко, Антонина Максимова, Владимир Ивашов, Валентина Куценко, Нина Никитина, Зиновий Гердт (голос за кадром)
Что за кино-то?
«Если говорить о славянском обаянии, то юная брюнетка, промелькнувшая в лифте ждановской гостиницы… Какая стремительность, сколько страсти! Сразу видно неукротимую натуру. Такая может послать к черту, а то и ринуться в пучину очертя голову. Что она делала в Жданове? Тайна, повисшая в воздухе…» – так размышлял герой фильма «Леон Гаррос ищет друга», вспоминая мимолетную встречу с красоткой в промышленном городе на юге Донбасса. Да, у нас хватает дам, способных натолкнуть еще и не на такие философствования…
Кинолента большого политического звучания, да еще и касающаяся сюжетом наших краев, была снята кинематографистами СССР, Франции и Италии в 1959 году, а уже в 1960 потрясала интернационального зрителя удивительными картинами жизни в стране победившего социализма. Пожалуй, это комедия, легкая и улыбчивая, но и с идеологической подкладкой.
Недаром к ее созданию привлекли могучие творческие силы. Одним из сценаристов стал Сергей Михалков. На экране блистал сверхпопулярный в ту пору Юрий Белов, сочная Татьяна Самойлова потрясала французов хоть в лифте, хоть за его пределами, а Зиновий Гердт рокотал за кадром. Саундтрек создал Никита Богословский. В эпизоде сыграл даже 7-й чемпион мира по шахматам Василий Cмыслов, изобразивший самого себя в сеансе одновременной игры в Сталинграде.
Французы тоже оказались не лыком шиты, отрядили приличный артистический десант. Скажем, главную роль Леона Гаросса сыграл Леон Зитрон, знаменитый журналист, уроженец Петрограда, славившийся левыми взглядами. Да, не профессиональный артист, но популярный человек. Компанию ему составили Жан Гавен (не путать с Габеном) и Жан Рошфор. Это значительные имена во французском кино. Особенно Рошфор, тогда совсем юный и несуразный, еще и сыгравший несколько озабоченного мсье, подвисающего у каждой юбки. Позже он прославился ролями в десятках фильмов, включая многочисленные эротико-романтические приключения Анжелики, «Графа Монте-Кристо» и похождения высокого блондина в черном ботинке. Отмечу, что режиссура тоже была отдана на откуп французской стороне, а именно Марселю Палиеро. Если мы скажем, что звезды мирового кино окропили своим высокохудожественным потом южнодонбасские земли, то ни на йоту не соврем.
В основу фильма положено жгучее желание Леона Гаросса, бойца французского сопротивления, найти своего русского друга Бориса Ваганова (Евгений Буренков), с которым они сроднились в немецком плену. Поиски он умело сочетает с трудовой журналистской деятельностью, попутно изучая, как великолепен Советский Союз, восстановленный после войны. В Москве, откуда стартовало действие картины, Ваганова, естественно, не оказалось. Пришлось французской делегации во главе с Гарросом (обратите внимание: на машинах) рвануть в Сталинград, затем в Донбасс, потом в Среднюю Азию, судя по оленям и снегам, каким-то чудом был выписан крюк на Крайний Север. Финишировала экспедиция в Братске. Там искомый товарищ счастливо трудился бетонщиком на возведении ГЭС. Объятия, радость встречи, застолье.
По-хорошему, в Донбасс французам было вовсе не по дороге. Но не показать такой важный советский регион, возможно ли? Только в случае политической близорукости, чем создатели фильма явно не страдали. Кроме французской «поисковой» линии, в сюжет была красиво вплетена еще одна – местная, романтическая.
Переводчик зарубежных гостей (Юрий Белов) умело манипулирует клиентами в своих интересах. Правда, очень благородных. Его брат, полярный летчик (Валентин Зубков), уже второй раз не пришел в ЗАГС, причем исключительно по уважительной причине – срочный вылет. Мобильный телефон мигом решил бы все вопросы, но до его массового внедрения в массы еще оставалось много лет. Потому невеста (Самойлова, разумеется) психанула и, будучи певицей, рванула из Москвы куда глаза глядят, то есть на гастроли. Глаза, надо заметить, посматривали в сторону Жданова.
Переводчик из-за брата жутко страдал, а увидев афишу и поняв, где он может перехватить беглянку и вправить ей мозги, заспешил на Азовское побережье. За счет французских работодателей, понятно.
Их сперва надо было убедить, что получилось у доброго хитреца гениально. «Я составил точное расписание, – лихо катился по французским ушам простой советский парень. – Проехать через Донецкий бассейн, увидеть вблизи гигантские домны и мартены, сталелитейные заводы, громады которых заполняют горизонт. Прикоснуться к горячему сердцу страны. Восхищаться отвагой строителей. Чудеса металлургической техники! Это и есть Россия!» Вы бы устояли перед такой речью? И французы нет. Маршрут в фильме озвучен четко: Ростов – Сталино – Луганск – Жданов. Зачем после Сталино надо было заезжать перед Ждановом в Луганск, понятия не имею.
В кадры попал только последний город, что объясним наличием там передового комбината, то есть «Азовстали». Где наших путешественников приняли за французских инженеров, благодаря чему они получили дефицитные места в местной гостинице «Спартак». Там Леон увидел в лифте певицу-невесту, один из его молодых попутчиков попытался ухлестнуть за укротительницей, бесцеремонно вперся в ее номер, а там – медведь. А чего вы хотели – Россия, Жданов, медведи ходят по «Спартаку».
Фишка фильма
Иностранные гости Страны Советов, кроме всего прочего, посетили реальный футбольный матч. Все это было еще в московской части их приключений. В кадр попала товарищеская игра сборной СССР и французского клуба «Реймс», состоявшаяся 26 июня 1959 года. Почему-то съемочная группа заскромничала и обозначила сборную Союза «сборной московских клубов». В любом случае, наши победили 4:1, а Леон Гаррос еще и выиграл в лотерею (по местам на билетах) мопед. Куда герой дел его в дальнейшем, не ясно. Путешествуя на легковушках, спрятать мопед в багаж сложно. Кроме того, в фильме есть занятный и даже немного странный эпизод. Французская делегация прибывает в Москву в дивную солнечную погоду, в гостинице «Украина» Гаррос первым делом запирается в ванной и под шум душа начинает записывать радиорепортаж, говоря, что в советской столице льет дождь. Видимо, так авторы пытались иронизировать над западной журналистикой, в которой всегда есть место творческому вымыслу.