Провожали эпоху, два баяна порвали

Может быть, конечно, эпохальность события мною несколько преувеличена в силу общей склонности журналистов к гиперболизации. Не исключено. Но то, что мы имеем дело с моментом знаковым, я уверен, и не спорьте, все одно не соглашусь. В Москве совместный концерт дали группы «Воскресение» и «Машина времени». Почти наверняка случилось это в последний раз.

«И каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей»

Народу в один из самых престижных концертных залов российской столицы набилось битком. Публика все больше взрослая, помнящая еще первые шаги классиков русского рока, их взлеты и падения, творческие успехи и закулисные скандалы, диски и книги, встречи и разводы. Хотя, знаете, и молодежь тоже была. Песни-то звучали знаменитые.

Скорее всего, собравшиеся на добротную музыку слушатели и не догадывались об особом финишном характере представления. Большинство из них — наверняка. Никаких специальных заявлений, взволнованных речей с предательской дрожью в голосе и афишных заманух, мол, в последний раз вместе, не пропустите, чтобы потом не грызть себе локти от бессильной досады, от упущенного шанса. Ничего подобного не было, и это правильно.

Концерт сыграли, «Воскресение» и «Машина времени» отправились куда глаза глядят и где ждут поклонники, сольными маршрутами. Тот самый случай, когда «каждый пошел своею дорогой, а поезд пошел своей».

Собственно, эти самобытные группы и не обязаны выступать вместе, и абсолютно не каждый раз они такое делали. И есть уймища музыкальных коллективов, которые вообще ни с кем ни сцену, ни славу не делят. Но в данном случае такой рок-дуплет, во-первых, сложился исторически, во-вторых, был уместен и гармоничен, что называется, в тему, в-третьих, публике нравился.

«Кто виноват, скажи-ка, брат»

Самое же печальное в этом всем — глубинные причины, которые развели «Воскресение» и «Машину». Они далеки от творчества и нотных станов. Это политика, война, Украина, Донбасс, опять-таки, Крым… Маркеры, по которым в последние годы мы как-то очень остро определяем, где свой, а где чужой.

Примеров, когда разные трактовки текущего момента или оценки исторических закромов делали непримиримыми врагами близких родственников, кумовьев, закадычных друзей — превеликое множество. Но когда раскол идет в творческой среде — такое всегда заметней. Как ни крути, все равно получается на виду у честного народа. И потом, у нас же непременно надо, чтобы поэт больше, чем поэт. Тем паче, в нашем случае дело касается не лабухов из трактира, не таперов, а кумиров нескольких поколений.

А тут еще и вот какая уникальная история: «воскресники» и «машинисты» до последнего буквально момента были связаны общим директором. Владимир Сапунов, поэт, музыкант и незаурядный организатор (а еще брат бывшего гитариста и вокалиста «Воскресения» Андрея Сапунова) окучивал обе группы и делал это виртуозно. Собственно, идея свести коллективы в единый концерт принадлежит ему.

«Воскресение» и «Машина времени» не просто не мешали друг другу, но обоюдно дополняли. Зрительный зал получал то, что хотел, что ему симпатично. Кто-то ведь любит искреннюю задушевность, а кому-то не чужда и толика глянцевого пафоса. Кстати, директором двух групп Сапунов трудился 23 года. Это к слову.

«По дороге разочарований»

Точка невозврата пришлась на 2014 год. Майдан, знаете ли, Крымская весна, начало войны в Донбассе… И каждый определился со своей позицией. Это ведь не сложно, кстати, она или есть, давным-давно сформированная и притаившаяся где-то глубоко внутри до времени «Ч», или нет ее совсем.

Скажем, Владимир Сапунов, фронтмен «Воскресения» Алексей Романов, клавишник (бывший уже) «Машины» Андрей Державин — условные «ватники», наши, стало быть. А Кутиков, Андрей Сапунов (вот вам, почтенные читатели, трагедия в пропасть глубиной — братья же) — условные «укропы», чужие, как ни крути.

Ну, а за фамилию Макаревич, произнесенную всуе, в Донбассе сейчас можно и по сопатке выхватить. Очень уж Андрей Вадимович разочаровал и обидел моих добрых земляков. Теперь в наших краях тоже своего рода символ, имя нарицательное, другое дело, что с огромным минусом. Который не выйдет нивелировать никаким «новым поворотом» и оставшимися пучками перышек «синей птицы».

Прошлый год стал переломным в обеих группах. «Воскресение» оставил Андрей Сапунов. Из «Машины времени» Макаревич высадил на полном ходу Владимира Сапунова и Андрея Державина.

Последнего лидер группы оставил не у дел по «крымским мотивам». Видите ли, для Державина Крым — это часть России и российской истории. Дерзко, да?

Макаревича от такого взгляда начинает корежить, как то и написано на роду всякому представителю либеральной прослойки. Он, правда, вынужден был недовольно фыркнуть через соцсети, мол, плевать хотел на политические взгляды клавишника, дело, типа, в разных подходах к общеэтическим моментам. Но верить же ему вовсе не обязательно, верно? Кто такой Макаревич сегодня? Враг воюющему Донбассу и воссоединившемуся с Родиной Крыму, друг киевским нацистам… С чего это я ему верить должен?

«Машины не парковать!»

Интересна история выдворения из «Машины времени» Владимира Сапунова. Вы же помните, 23 года они были вместе, сколько километров позади, аккордов, приключений, цистерн разных напитков. И вот так запросто, без намека на душевный трепет или какие-то интеллигентские рефлексии. Собственно, это характерно для западного пошиба демократов. К себе они яростно требуют деликатного отношения, с прочими — жестки и бесцеремонны.

Замечательно, что концовка «машинной» карьеры застала Сапунова в Донецке, где он представил, причем с большим успехом, новую книгу своих стихов о войне и мире, красоте и гнусности, правде и лжи. Не всякое ранимое либеральное сердчишко такое выдержит, понятно.

Концерт в минувший уик-энд был запланирован давно, может быть, за год даже. Когда Владимир Сапунов звал меня на представление (а мы с дядей Вовой дружим, что считаю для себя огромной честью, незаурядная он личность и неудержимый характер), он так и сказал, приходи-де, такого больше не увидишь.

Шел я с особым настроением, ощущая знаковость момента. Первым выступало «Воскресение», и это был полнейший кайф. Как в юности, только уже с соответствующей, взрослой, что ли, эмоциональной подсветкой. Вообще, скажу вам, это важно, когда люди, чье творчество тебе импонирует, оказываются правильными ребятами, не подводят в трудную минуту. Вот думал, что они такие, неплохие, наши, а они ими и оказались.

Как «Машина» выступила, я не знаю. Почти уверен, отыграли качественно. Но, в силу понятных обстоятельств, я этого слушать не могу. Не верю, не хочу и не буду… Имею право, кстати. И ведь шел, уговаривая себя, что это же надо, соберись, послушай, хотя бы из профессиональных соображений. Воли, зажатой в кулак, хватило высидеть только одну песню. Да, тоже моей юности композиции в репертуаре, только исполняют их чужие персонажи. Не считаю нужным совершать над собой в таком деле, как прослушивание музыки, насилие.

Спустился в служебное помещение, в гримерку к дяде Вове Сапунову. Он бодр, энергичен, полон планов. Если Господь сподобит, хочет провести в Донецке рок-фестиваль. Понятно, чтобы «Воскресение» было и другие приличные исполнители, с созвучным душевным настроем. Диалектика жизни… Кто-то перед ополченцами, защищающими свои дома, выступает. А кто-то развлекает карательные батальоны. У каждого свой выбор.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 6 февраля 2018 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий