Всемирная столица подстаканников

Считаю, и не надо переубеждать меня в обратном, когда готовишь заметку для рубрики о странствиях, писать надо о том, где лично был, что своими глазами рассматривал и собственными пальчиками щупал. Тогда это интересно, спортивно, бонтонно. Когда же автор делает вид, что объехал всю планету, а сам почерпнул информацию из справочника (который написал тоже тот, кто нигде не был), это заметно.

Тем паче, когда путешествуешь сам, даже и не обязательно за три-девять земель, непременно сделаешь, пусть и маленькое, но собственное открытие. Вот занесло вашего рассказчика как-то во Владимирскую область, прямо в город Кольчугино. Не скажу, что он богат на достопримечательности, разве что водонапорная башня, самовароподобная, старинной работы там служит предметом неподдельной гордости. Зато имеется в Кольчугино достижение, с которым знаком всякий русский человек. У многих оно и дома имеется. А уж кому довелось хоть раз прокатиться по нашей железной дороге, без знаменитой кольчугинской разработки просто никак не обойтись.

Это подстаканник. Не знаю, согласитесь ли, но чай в стаканчике (тонкостенном или граненом – не суть важно, на любителя), который уютно вставлен в металлическую конструкцию с ручкой – вкуснее, чем в любой иной емкости. А если под стук колел, да с парой «железнодорожных» рафинадов, и чтобы ложка при питье в щеку упиралась – просто песня. Заметьте, русская народная песня.

Узнав по дикости своей совсем недавно (раньше все по Канарам носило, да всяким там мальтам с бразилиями, до Кольчугино все ноги не доходили), что именно тут делается подавляющее большинство русских подстаканников, тут же нарисовал умозрительную картину. Мол, старинный населенный пункт, где кольчуги еще богатырские изготавливали, то есть, веками народ привычен с металлом обращаться. Отсюда и название такое. Когда в кольчугах надобность отпала, перешли на подстаканники… Образ показался мне красивым, но, на поверку, ложным. Так бывает, на то и путешествия, чтобы мифы развенчивать.

В 1871 году поставил тут производство купец Александр Кольчугин. Стали медь ковать, проволоку делать, самовары тоже штамповали. И разработали модель подстаканника – достаточно легкого, удобного, демократичного и недорогого. Раньше подстаканники тоже были, но являлись произведением искусства, стоили, понятно, заоблачно.

А в конце XIX века появилась потребность в подстаканниках в массовом количестве. Сергею Витте приписывают идею оснастить этим добром поезда. В огромной железнодорожной державе, с многосуточными маршрутами без чаепития никак – хандра и уныние. И появился, как сказали бы нынче, бренд, своя оригинальная и полезная фишка. Не менее, между прочим, узнаваемая, чем водка и балалайка с матрешками.

Сейчас кольчугинские подстаканники дивно хороши. Тематика орнамента на любой вкус, а манера изготовления – на любой кошелек. От скромных вагонных сосудов до баснословно дорогих генеральских подарков.

А всемирной столицей я Кольчугино назван не случайно. Нигде в мире так не используют подстаканник, как у нас. Кольчугино же – и есть главный город этой прекрасной выдумки. Логично? Вот!

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом СЖС 20 февраля 2018 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий