Идея проведения референдума на Донбассе, якобы предложенная президентом России Владимиром Путиным в ходе переговоров в Хельсинки президенту США Дональду Трампу, всколыхнула украинское политическое сообщество, занятое в последние месяцы исключительно распределением политических дорожек на спринтерской дистанции «президентские выборы-2019». Посыпались комментарии, экспертные оценки, прогнозы. И хотя данное предложение не было объявлено официально, а только прозвучало политическим намеком, украинскую правящую элиту такая перспектива, конечно, испугала.
Впрочем, в истории современной Украины маячивший призрак референдума перед глазами киевских рулевых и ранее вызывал чувство опасности и страха у политиков. Представители «Партии регионов» идеей федерализации как перспективой пугали официальный Киев времен Ющенко, выторговывая для себя политические преференции. А, победив на президентских выборах в 2010 году, задвинули идею федерализации подальше от политической повестки. И не только задвинули, но и позволили украинскому экспертному сообществу, представителям СМИ, поставить знак равенства между понятием «федерализм» и «сепаратизм», отождествив тем самым совершенно разные по смысловому значению понятия, вводя в заблуждение миллионы граждан Украины.
Следует сказать и о том, что именно в предвоенные годы в Украине была искусственно создана совершенно недемократическая правовая коллизия в вопросе волеизъявления граждан. Дело все в том, что в ноябре 2012 г. Верховной Радой Украины был принят закон «О всеукраинском референдуме», исключивший вообще упоминания о местных референдумах, так как до принятия данного закона в Украине действовали нормы Закона Украины 1991 г. «О всеукраинском и местных референдумах». Избирателям объяснили, что будет разработан и принят закон о местных референдумах, но данное обещание так и не было выполнено.
Итак, права граждан Украины на проведение местных референдумов оставались закрепленными в Конституции Украины, но отсутствовали в новой редакции закона «О всеукраинском референдуме», что фактически являлось нарушением конституционных прав граждан. Согласно нормам международного права, референдум является одной из высших форм непосредственного выражения воли народа и формой прямого участия в управлении своей страной.
А в Конституции Украины закреплен приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права, что и явилось значимой правовой нормой для проведения местных референдумов на Украине в 2014 года.
Выступая в январе 2014 г. на внеочередной сессии Донецкого городского совета и озвучивая свое мнение о том, что только федерализация Украины может сохранить государство и остановить войну, я даже не подозревала тогда, какие адские механизмы запущены для развязывания войны в Донбассе, для втягивания в нее России. Меня поддержали из зала мои коллеги-депутаты, но проголосовать нам так и не дали. А недавно, с очередным недоумением слушала признание одного из них в том, как моих коллег-депутатов из фракции Партии регионов в Донецком городском совете вызывали после моего выступления в Донецкий горсовет, чтобы взять письменный отказ от поддержки мною озвученной идеи федерализации.
Такие радикальные меры по приструниванию представителей депутатского корпуса не помогли — 1 марта 2014 г. депутаты Донецкого городского совета приняли единогласно решение в поддержку проведения референдума в Донбассе. А проходившая 3 марта 2014 г. сессия Донецкого областного совета закончилась изгнанием депутатов облсовета из сессионного зала представителями митингующего народа под руководством Павла Губарева, избранного народным губернатором 1 марта 2014 г. на состоявшемся на площади Ленина митинге (замечу, что в тот день проходили два митинга в Донецке — один у стен Донецкой областной администрации, другой – на площади Ленина. Первый инициировали ряд общественных движений и организаций, инициатива второго принадлежала депутатскому корпусу Партии регионов).
Одни источники свидетельствуют о том, что в тот день в сессионном зале Донецкого областного совета было принято решение о проведении референдума в Донецкой области, другие говорят о том, что решение было принято с какой-то непонятной формулировкой, третьи же утверждают, что решение вообще депутаты не успели принять. Формальное отсутствие решения Донецкого областного совета является одним из аргументов у противников признания Донецкой народной республики, в том числе представителей ЕС.
Рано или поздно мы сможем узнать, что же на самом деле происходило в здании Донецкой областной администрации. Так или иначе, но с этого момента и начинается история становления ДНР.
На современном этапе развития правовой ситуации на Украине в вопросе проведения местных референдумов следует отдать должное решениям в пользу поддержки данной нормы международных авторитетных институций, в том числе – Венецианской комиссии, потому как в апреле 2018 г. Конституционный Суд Украины признал-таки неконституционным принятие в 2012 г. закона «О всеукраинском референдуме». А это означает, что с апреля 2018 г. на территории Украины автоматически возобновил действие закон 1991 г. «О всеукраинском и местном референдумах».
Политическая территория для киевского режима теперь ограничена определенными сигнальными флажками: с одной стороны – принятие мировым сообществом резолюции в поддержку Минских соглашений и их обязательное выполнение, с другой – официально прозвучавшая мирная инициатива президента России Владимира Путина о введении миротворцев на линию разграничения в Донбассе, с третьей – пока не озвученная официально, но, как реальная перспектива, – проведение референдума о статусе Донбасса.
Какой бы сценарий решения политического кризиса не был принят за основу, а референдум Донбассу рано или поздно проводить придется. Хотя официальный представитель СНБ США Гарретт Маркис и заявил о том, что Вашингтон не рассматривает вопрос о поддержке проведения на востоке Украины плебисцита. Сегодня не рассматривает, но в любой момент все может кардинально измениться. Политика ведь так изменчива, а президент США так непредсказуем — кто знает, каково мнение официального Вашингтона по данному вопросу будет завтра.
А напоминание представителя Госдепа США Хизер Нойерт о необходимости выполнения Минских соглашений, вообще звучит, как «последнее китайское предупреждение»: или Минск, или… Да и легитимную основу под новый референдум в Донбассе найти не так уж и сложно, была б политическая воля.
В Киеве опять никто ничего не понял и пока не почувствовал: а принуждение к миру уже началось.
Материал Татьяны Мармазовой опубликован новостным агентством «Харьков» 26 июля 2018 года