Открытки в Австралию, нога Акинфеева, белый порошок и другие приключения «Почты Донбасса»

Во всех почтовых отделения ДНР есть свободный wi-fi, зарубежные коллекционеры мечтают о донецких марках, а для гашения первого дня будет использован маятник Фуко.

Бывает, зайдешь на почту за марками и открытками, а возвращаешься оттуда с мылом и стиральным порошком. В Донецке, во всяком случае, такое вполне возможно. В принципе, в воюющей уже пятый год ДНР много необычного и удивительного, не вполне вписывающегося в привычные представления о нормах жизни. Но даже на этом фоне «Почта Донбасса» исхитрилась выделиться.

За внешними проявления ее деятельности я наблюдаю уже давно. Сложно, во всяком случае, было не заметить, как с завидной регулярностью запускались в оборот все новые и новые почтовые марки. С мая 2015 года, когда «Почта Донбасса» удивила мир миниатюрой, посвященной комбатам Гиви и Мотороле, по сей момент вышло уже 122 марки. Крайний сюжет посвящен эволюции донецкого трамвая.

Как правило, новые марки громко презентуются почтеннейшей публике, проводится гашение первого дня. Понятное дело, коллекционеры норовят украсить свои изысканные собрания знаками почтовой оплаты ДНР. Это, кстати, тот редкий случай, когда статус непризнанной республики только в плюс делу. Диковина же!

Не у каждого филателиста, причем, из матерых даже, имеются в альбомах марки Донецкой Народной Республики. Я лично привозил некоторые экземпляры в Москву в дар политику и общественном деятелю (кстати, и кандидату в президенты России на последних выборах) Сергею Бабурину и XII чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпову. Это знатоки высочайщего ранга. И, знаете ли, донецкие марки им чрезвычайно любопытны.

А кроме марок, «Почта Донбасса» нескончаемым потоком отправляет в свет открытки, тематические конверты. Не думаю, что кто-то в мире… Да что там в мире, в России! Так вот, не думаю, что кто-то смог оперативнее отреагировал на футбольный подвиг Игоря Акинфеева на недавнем Чемпионате мира. Сдается, звон отбитого им мяча в серии послематчевых пенальти в игре России с Испанией еще звучал в ушах болельщиков, а в Донецке уже ставили штемпель на уникальный почтовый конверт.

На нем изображен голкипер и его знаменитая теперь уже «нога бога», указан счет, уместно расположена фатанская кричалка «Из вратарских корифеев, лучший — Игорь Акинфеев». Между прочим, на обратной стороне имеется краткая биографическая справка о вратаре, указано, кроме прочего, что он из рабочей семьи. Что не удивительно. Футбол — спорт бедных, которые, правда, хотят стать богатыми.

Маркой конверт снабжен обычной, с гербом Донецка (на нем крепкая такая десница с молотком), образца 2017 года, за 24 рубля. Зато гашение дорогого стоит. Снова-таки, на оттиске увековечен звездный сейв Игоря Акинфеева, сказано, что он лучший игрок матча Испания — Россия на ЧМ-2018. Место гашения, понятно, указано: Донецк. Дата стоит: 05.07.2018.

Если помните, россияне выбили испанцев из планетарного первенства 1 июля, а через 4 дня в столице ДНР коллекционеры уже расхватывали новый раритет.

— Как удалось так быстро сработать, кто разрабатывал дизайн?— интересуюсь я у генерального директора госпредприятия «Почта Донбасса» Дениса Неудачина в его кабинете, расположенном в здании историческом донецкого Главпочтамта.

— Всех крайне вдохновила игра сборной России. Решили выпустить конверт и моментально взялись за работу. Художники, дизайнеры, наш отдел филателии, я тоже поучаствовал, и министр связи ДНР Виктор Яценко не остался в стороне. Был большой энтузиазм и получился интересный результат. Кстати, конверты с Игорем Акинфеевым буквально разлетелись.

— С этим случаем понятно, был чрезвычайный повод, а вы на него красиво отреагировали. А как, например, принимаются решения, что непременно следует выпустить, скажем, почтовую марку, посвященную тому или иному событию? Или герою?

— Заранее утверждаем тематический план. Допустим, в текущем году готовим его уже на следующий год. Изучаем, какие предстоят знаковые события, юбилеи.

— Сложно формировать такой план?

— По ходу дела, что-то убираем, что-то добавляем. Кроме того, надо помнить и о всеобщих законах филателии. Всегда отлично воспринимаются марки к значительным датам — 50, 100 лет.

— Я, как и многие советские мальчишки, в детстве марки, разумеется, собирал. Потом, слава Богу, оставил эту затею. Смотрю, как люди всю жизнь мечутся в погоне за почтовыми миниатюрами, и по-доброму им сочувствую.

— Филателия — это страсть.

— Бесспорно. Но я сейчас о другом. Все равно и меня даже иногда тянет рассмотреть, а иной раз и купить какие-то понравившиеся марки. Хотя, зачем они мне? Вот и мимо вашего филателистического магазина стараюсь себя быстро провести, чтобы не набрать новых экземпляров…

— Значит, вас цепляет тематика, которой посвящены марки. Мы для себя определились, что за основу берем характерные для нас ценности.

— В смысле, наши донецкие ценности?

— Можно и так сказать, хотя тут вопрос шире. Вот скажем, недавно мы отмечали 100-летие провозглашения Донецко-Криворожской Республики.

— Между прочим, отличный юбилейный блок марок сделали. Я его купить не смог. Говорят, что не было в продаже вообще. Правда?

— Он сразу разошелся по заявкам коллекционеров. Или взять 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Разумеется, такие события достойны марок.

— Слышал, были у вас определенные сложности с продвижением марки к вековому юбилею Октября?

— Пришлось поспорить. Не всем понравилась тема. Но, как видите, наша точка зрения возобладал.

— Очень даже вижу, у меня подарочный вариант этого блока имеется, в рамке. Приятно, знаете ли, оформлено все искусно, опять же, «Аврора», донецкий памятник Ленину. Мне еще очень понравилась марка к 150-летию со дня рождения Максима Горького.

— Да, удачно получилось. Мы сотрудничали с женщиной-дизайнером, она долго возилась с эскизом, собирала его из трех картин. Но результат, действительно, впечатляющий.

— Марки Горькому посвятили и в ЛНР, и в России. Безо всяко лести скажу, донецкая марка круче всех.

— Приятно. Но мы и старались.

Гашения марок в Донецке проходят довольно пафосно, с прессой, с толпой филателистов, с приглашенными знаменитостями. Но на «Почте Донбасса» посчитали, что все действа несколько однотипны. Собственно, а как его разнообразить? Подписали макеты, щелкнули штемпелем, показали итог в объектив… Но, оказывается, могут быть и варианты. На 1 сентября готовится уникальная церемония гашения марки в Донецком национальном техническом университете. Там в апреле текущего года запустили маятник Фуко, это такой лабораторно-исследовательский комплекс из раздела фундаментальной физики. В России самый известный маятник Фуко находится в Санкт-Петербурге, в Исаакиевском соборе. В Донбассе подобное приспособление собрано впервые, заметьте, во время войны. Так вот, 1 сентября запустят маятник, пока он будет раскачиваться, состоится гашение соответствующей марки. Вот и скажите, кто-либо из очевидцев забудет когда-нибудь такое зрелище? Нет, конечно. И марку запомнят все.

— Так понимаю, что неподдельный интерес к донецким маркам демонстрируют зарубежные собиратели?

— Спросом за рубежом очень приличный. Коллекционеры более, чем из 20 стран мира регулярно заказывают наши марки — из Западной Европы, из Японии.

— А как технически произвести покупку?

— Элементарно. Покупка делается в интернет-магазине на сайте «Почты Донбасса», оплачивается доставка.

— Для зарубежных филателистов у вас специальная цена?

— Цена одна для всех, по номиналу.

— Дешево отдаете.

— Нет, все нормально.

— А где вы свои марки печатаете?

— В типографии. Их можно рассмотреть в ультрафиолетовом свете, есть несколько степеней защиты.

— Это понятно. В какой стране типография находится?

— В Донецкой Народной Республике.

— И все же мы говорим почти о «царь-марках». Не то, чтобы они, как царь-пушка, не стреляли… Но зона их «обстрела», как не крути, довольно скромна.

— Пока корреспонденцию с нашими марками, действительно, в силу очевидных обстоятельств, можно отправить и получить только в границах ДНР и ЛНР. Но мы разработали свои почтовые карточки, в том числе серию «Из Донецка с любовью». Чтобы их отправить, необходимы марки тех стран, где они будут ходить. Но виды Донецка, знак «Почты Донбасса» на них есть, и они уже путешествуют по планете. Мы знаем, что такая корреспонденция уже пришла в Австралию, Японию, Испанию, Израиль, другие страны. Для нас это важно. Пока наши марки не могут путешествовать по миру, а карточки могут.

— У вас ведь достаточно большое предприятие, верно?

— 1809 сотрудников, 230 почтовых отделений.

— Разве можно их всех обеспечить, продавая марки и даже конверт с Акинфеевым, при всем к нему уважении?

— Шутите? Разумеется, нет. К тому же, это мы с вами разговариваем только о сувенирной продукции. Больше того, поступления нашего предприятия от почтовой деятельности составляет всего около 1% от всех доходов. При этом, учтите, мы из бюджета деньги не тянем. Живем по принципу: как потопаешь, так и полопаешь. Хозрасчет!

— С чего, в таком случае, живете?

— Беремся за самую разную работу. Времена сложные, сами знаете, война идет, иначе не выжить. К тому же, я абсолютно уверен, что всякий труд облагораживает. Мы, например, вот чем занялись…

В руках у моего собеседника появляется пачка стирального порошка. Причем, с эмблемой «Почты Донбасса», что смотрится несколько внезапно, что ли. Из памяти всплывает информация, как некоторое время тому назад только ленивый не обхохотал стремление донецких почтовиков заняться бытовой химией. Понятно, что потешались с противоположной стороны линии фронта. Но и свои, местные, надо сказать, тоже изрядно поучаствовали в процессе. Теперь веселья как-то поубавилось, а порошок, мыло с почтовым ярлыком пользуются устойчивым спросом. Собственно, я и на себе, не сочтите за рекламу, уже испытал. Денис Неудачин презентовал мне пачку порошка. Отлично стирает, проверил. Узнал, оказалось, что стоит такая упаковка 48 рублей.

— Скажите, а почему стиральный порошок, а не, скажем, рыбные консервы?

— С продуктами питания сложнее. Там масса ограничений и требований, особо не разгонишься. С бытовой химией проще, все зависит от вашей фантазии и соотношения цена-качество. У нас на почте лучше всего, чтобы вы знали, идут порошок и мыло. Самые необходимые товары. Качество контролирую лично, у меня для этого есть специальная фокус-группа.

— Кто в нее входит?

— Моя семья. Этим порошком пользуюсь полгода. Принципиально перестал покупать продукцию «Проктер». Такова моя позиция.

— В чем позиция заключается?

— Не покупать товары наднациональных корпораций, типа, «Кока-Кола», «Макдональдс», «Проктер» и так далее.

— Не любите глобалистов?

— Не люблю. Пользоваться надо своим. Поддержка отечественного производителя начинается именно с того, что продукцией пользуется тот, кто ее и производит. На мне вот рубашка постирана нашим порошком, разве плохо выглядит? И голову мою шампунем нашего производства. У меня душа спокойна, я уверен в качестве. Из каждой партии покупаю немножко продукции себе домой. Но это ладно, я же вижу, что продажи растут — это главное.

На отчаянно-белую рубашку директора почты ДНР я обратил внимание еще при знакомстве. Просто, не думал, что речь зайдет о стирке. Вспомнился же мне обратный пример, когда один видный российский государственный деятель из 90-х годов прошлого века пересаживал чиновников на отечественные машины. Сам прибывал на работу на «Мерседесе», не особо таясь, пересаживался за углом на «Волгу» и на ней въезжал под телеобъективы. Подходы бывают разные, конечно.

— Хорошо, порошок… А что еще?

— Например, малотоннажные грузовые машины «Почты Донбасса» развозят курятину по магазинам. Это продукция Шахтерской птицефабрики.

— Да, не всякая почта может похвастаться таким разнообразием направлений деятельности.

— Курьерская доставка имеется. Наконец-то запустили AliExpress, теперь можно товары из Китая заказать. Работаем с сим-карточками «Феникс». Электронные кошельки. Коммунальные услуги. Словом, есть чем заниматься. Между прочим, мы за последнее время отремонтировали 23 из 230 почтовых отделений, новые открыли там, где их никогда и не было. Во всех отделениях свободный wi-fi. Я хочу, чтобы люди приходили на почту с удовольствием. Мы пересматриваем формат почты.

— Но для этого необходимы не только уютные отделения, но и соответствующий персонал.

— Все верно. Поэтому прошел большой отсев. За прошлый год мы поменяли 500 человек. По самым разным причинам. Сделали программу обучения, аттестацию. Потом с некоторыми расстались.

— Почти треть? Не многовато?

— Но 2/3 остались! И это те люди, которые готовы работать по-новому.

— Мы с вами ушли в серьезные социально-экономические материи. И это здорово, конечно. Но начиналась беседа с марок. Давайте этим и завершим. Есть герой, которого вы хотели бы в будущем увековечить на марке ДНР?

— Есть такой человек. Вынашиваю задумку в июле следующего года представить марку, посвященную 50-летию со дня рождения Олеся Бузины. Вот эту марку я жду, хочу, чтобы она была достойной. Подойдем к подготовке ответственно и основательно.

— Видел серию марок, посвященную городам ДНР — Иловайск, Горловка, Енакиево. Но ведь было бы правильно выпустить марки, посвященные Краматорску, Мариуполю, городам, которые сейчас временно находятся под Украиной. Разве нет?

— Была такая идея, но пока она не нашла поддержки. Ничего, может быть, просто не пришло время и все впереди.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом Украина.ру 12 августа 2018 года

Фото Павла Ныркова

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий