Это наш конёк. Почему в СССР млели от фигурного катания

#ProstoProSport рассказывает о феноменальной популярности фигурного катания и фигуристов в Советском Союзе.

В Советском Союзе, во всяком случае, в те времена, которые я помню лично, а это начиная с 70-х годов, было все нормально и с хлебом, и со зрелищами. Если кто-то скажет обратное, не верьте – это враг и антисоветчик. Другое дело, что нынешнего изобилия и пестрого разнообразия в магазинах не наблюдалось. Тут спорить не стану. Но уж, что оказывалось на прилавке, то было доступно каждому. С голоду никто не умирал, это уж точно.

Селекция зрелищ

Со зрелищами была похожая ситуация, но с поправкой. Снова-таки, без сегодняшнего бурлящего потока шоу, фильмов и прочих представлений. Но зато, какая была могучая селекция! До советских граждан добирались только произведения высокого уровня, не оскорбляющие самый взыскательный вкус. Именно поэтому теперь, когда выбор зрелищ просто-таки развратно обширен, в праздничные дни мы все равно смотрим фильмы советских лет. Ничего лучше просто так и не создано.

Однако спорить нелепо, народ наш был действительно не сильно избалован, скажем, завораживающими картинками на телеэкранах. Премьеры культовых фильмов наподобие «Семнадцати мгновений весны» опустошали улицы. Из спортивных же зрелищ гигантскую аудиторию собирали турниры фигуристов. Феноменальная, хотя и объяснимая история.

Хоккей с футболом, понятно, большей частью смотрели мужики. Но скольжение пар и одиночек по льду, тем паче, если оно протекало на важных состязаниях, заставляло бросить все и подсесть к экранам целые семьи. Несколько поколений, от пенсионеров до пионеров, собирались в уголке, чтобы во все глаза разглядывать «тулупы», «флипы» и прочие «аксели».

Учтите, раньше-то смотрели всю эту прелесть по черно-белым телевизорам. И все равно получали несказанное удовольствие. Когда же к пластике фигуристов и дивной музыке, сопровождающей выступления спортсменов, добавился еще и цвет – все! – от этого действа оторвать суровых, но сентиментальных и ценящих прекрасное советских людей было уже решительно невозможно.

Хреновое породило хорошее

Конечно, можно было бы поумничать, что симпатия к фигурному катанию у наших земляков в крови. Исстари-де так повелось, от отцов-дедов.

Собственно, планетарные достижения отечественного спорта начались именно с этого вида. Первый российский олимпийский чемпион кто? Николай Панин-Коломенкин! Уроженец села Хреновое, вопреки топонимике, стал выдающимся спортсменом.

На Олимпиаде в Лондоне в 1908 году он завоевал золотую медаль в дисциплине с игривым названием «Специальные фигуры». Между прочим, фигуристы в этом разделе состязались только на одних лондонских Олимпийских играх. Так что, Панин-Коломенкин в определенном смысле первый, последний и единственный чемпион.

Но это совсем древние события. Во всяком случае, не только выдающимся вкладом Панина-Коломенкина в фигурное катание можно объяснить массовую тягу жителей СССР к этому виду спорта.

Устойчивые конструкции на скользком пути

Жизнь советского человека была постоянным состязанием: социалистическим соревнованием на производстве, битвой систем в международной жизни, побоищем полов в быту. И многие, а может и все явления рассматривались через призму – кто кого победил. Казалось бы, какая разница, что наш парень американцев сделал и первым улетел в космос? А приятно, причем, на уровне национальной гордости. Но во всех этих бесконечных ристалищах, пожалуй, не доставало некоего изящества, утонченности и элегантности.

А вот для этого и нужно было фигурное катание. Мало того, что это спорт, красота и музыка, так было же за кого поболеть! Советские фигуристы задних не пасли, больше того, медали самого высокого достоинства завоёвывались с завидным постоянством. Что могло сравниться с таким незаурядным явлением? Наверное, советский балет. Но все же это представление не для каждого – для совсем уж рафинированных эстетов и знатоков, товарища Саахова в «Кавказской пленнице» и членов ГКЧП. Фигурное катание в этом смысле не в пример народней, ближе к сердцам самых широких масс населения.

Видных спортсменов знали и обожали. Это касалось и участников одиночных программ, разумеется. Скажем, Елена Водорезова или, допустим, Игорь Бобрин были самыми натуральными любимцами публики. Но, конечно, пары затмевали всех своей славой.

Причем, публике отчего-то хотелось, чтобы катающиеся вдвоем мужчина и женщина и в жизни оставались вместе, городили свою ячейку общества. У одних так и получалось, у других нет. Но в общественном сознании пары фигуристов были чем-то вроде устойчивой, неразрывной конструкции.

Пахомова – Горшков, Линичук – Карпоносов, Моисеева – Миненков, Бестемьянова – Букин, Роднина – Зайцев, Валова – Васильев, Гордеева – Гриньков… Это же были звезды, герои, краса и гордость советского спорта. Лестно было осознавать, что эти прекрасные женщины и мужчины, перед которыми трепещут ведущие школы фигурного катания планеты, живут с нами в одной стране, под одним красным знаменем.

Потому, когда в 1979 году многократные чемпионы всего на свете Белоусова и Протопопов решили сбежать на Запад, их прокляли. Потому как предатели, изменники Родины, плюнули в душу многим миллионам советских граждан. Будь они просто кем-то там – это бы еще ладно, хотя и неприятно. Но это же фигуристы! Стало быть, поступок их особенно безнравственен и кошмарен.

Простить можно все, но не глумление над святыней. В смысле, над кристально чистой и безупречной советской школой фигурного катания, и колоссальным числом ее искренних поклонников.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован сайтом ПростоПроСпорт 23 января 2019 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий