У советских собственные сборы. Как наши футболисты возвращались из Африки живыми и счастливыми

Межсезонными сборами футбольных клубов за границей сейчас можно удивить разве что самых диких обитателей глухих таежных заимок. И то вряд ли. Подумаешь, тот клуб поехал в Испанию, а этот в Эмираты. Чего удивительного? Просто подготовка к матчам в комфортных условиях, на качественных полях, с приличными спарринг-партнерами. Место проведения сборов и уровень роскоши определяется исключительно запросами и возможностями конкретного клуба.

Кривые ноги фортуны

В прошлые, прекрасные, но и не располагавшие к излишнему баловству, советские времена все было иначе. Отечественный футбол был крайне зависим от климата, который на значительной части СССР, прямо скажем, не сильно благоволил к любителям погонять мяч. Отсюда возникал извечный вопрос, а по какой же системе играть – «осень-весна» или «весна-осень»? А еще прорезались попытки часть игр провести в южных республиках или в «курятниках» (так футбольные острословы называли манежи, которые имелись, понятно, далеко не в каждом городе), и прочие сложности, сегодня просто непонятные даже просвещенной публике.

Сборы как таковые, разумеется, проводились. Именно они оставили в архивах советских команд милые черно-белые фотографии, где игроки в винтажных спортивных шапочках и разношёрстой раритетной экипировке бегают по снегу где-то в парке, вокруг своего стадиона, в лучшем случае – на берегу неуютного зимнего моря. Бывало, футболистов везли в более благоприятные в смысле погоды места, скажем, в Адлер, куда-нибудь в Леселидзе (если кто не в курсе, это в Абхазии). Такое событие было важным, оно давало повод посудачить, мол, все условия создали этим кривоногим, так все равно толком не играют…

Условия были отнюдь не пятизвездочные. Выдающиеся футболисты ХХ века жили аскетично, сами стирали себе форму, в пище были непривередливы. Наличие в команде штатного сапожника для работы с бутсами воспринималось как элемент сладкой жизни. Собственно, на сборы сапожник не ездил, он сидел в каморке на тренировочной базе и ковырялся в обувке.

Обратная сторона столба

«Но, а как же зарубежные поездки, которыми футболисты, согласно эпосу, отличались от прочих категорий советских граждан?» — спросит въедливый читатель, и будет прав. Случались они, поездки-то эти. Причем, в такие точки земного шара, о которых современные игроки не все и слышали. Пожалуй, в чем-то подобные вояжи напоминали современные зарубежные сборы, но далеко не во всем.

Прежде всего, выбирать маршрут не приходилось. Полагалось радоваться тому, что перепало. Ведь такое мероприятие, как просмотр пограничного столба с противоположной стороны, надо было еще заслужить. И сроки путешествий выкраивались совсем не такие удобные, как нынче.

Собственно, на футбольные поездки советских времен не возлагались задачи подвести команду к оптимальной форме накануне неких важных матчей, допустим, весенней стадии. Коллектив спортсменов мог убыть в заграничную поездку сразу после завершения осенних игр, когда впору бы наоборот отдохнуть, восстановиться и только потом дать организму соответствующую нагрузку.

Но только кто эти организмы спрашивал? Да и сами они безропотно и с восторгом даже неслись в неведомые дали, не замечая накопившейся усталости. Ведь заграничная поездка открывала грандиозные возможности.

Большая, но недорогая политика

При распределении загранкомандировок никакого равенства не было, и быть не могло. Чаще и, во всех смыслах, интересней за границу выезжали московские клубы. За что их дружно и люто ненавидела футбольная общественность периферии. Другим тоже кое-что перепадало, но ситуативно. Например, чтобы наработать опыт международных игр, если какая-то нестоличная команда вдруг прорвалась в еврокубки. Хотя, чаще направление движения по планете определялось иными мотивами.

Например, связями по профсоюзной линии. Скажем, «Завод имени Лихачева», к которому была приписана команда «Торпедо», дружил с какими-то немецкими (причем, не из ГДР, а из ФРГ!) коллегами – это давало дополнительные варианты для поездок на товарищеские игры в Германию. Что, как вы понимаете, гораздо круче, чем путешествие в Сьерра-Леоне, где, ко всему прочему, еще и постреливали. То есть, предстояло элементарно выжить, а уж потом в футбол поиграть.

Впрочем, Африка тоже неистово манила наших футболистов. И экзотикой, и совершенно конкретными коммерческими интересами, о которых скажем чуть позже.

Еще важно было попасть под запрос от какой-нибудь братской партии, дружественного режима. Предположим, в Тунисе (Анголе, Кампучии, на Кубе – не суть важно) надумали отмечать юбилей революции или чего-то не менее важного. Понятное дело, в честь такого события должны пройти радостные и размашистые гуляния. И футбольный матч местного чемпиона или национальной сборной с командой из СССР был как нельзя кстати.

Понятно, что наши друзья и союзники из Африки, Азии и Латинской Америки с не меньшим удовольствием украсили бы свой спортивный праздник клубом из Англии, Италии или Франции. Но это кошмарных денег стоило уже тогда. Советские же товарищи из соображений солидарности могли нагрянуть бесплатно. Для укрепления дружбы и сотрудничества, или для налаживания связей с теми, с кем их умудрились порушить. Так время от времени случались поездки в Китай, например.

В общем, политическая составляющая у подобных гастролей была едва ли не самой главной. А ответственность какая! Ведь в далекие дали приезжал не «Зенит», «Шахтёр» или «Арарат», а представители великой державы, сразу всей, без исключения. И надо ведь было достойно сыграть с предложенными соперниками, показать мощь советского спорта. Но при этом и не унизить слишком уж свирепым разгромом местных жителей. Иначе вместо дипломатического успеха можно было на полном ходу вскочить по колено в отчаянную конфронтацию.

Главный писк загранкомандировок

Можно ли было в таких поездках, кстати, нередко изобиловавших всевозможными приключениями и даже опасностями, отточить свое спортивное мастерство? В каком-то смысле, да.

Кого заносило в Европу, так те и вовсе попадали на солидных соперников, с которыми встретиться всегда полезно. Поучаствовав в товарищеском турнире, например, в Индии, можно было, конечно, получить в оппоненты местных виртуозов мяча, играющих исключительно босиком. Но ведь иной раз получалось пересечься и с технарями из, допустим, Уругвая. Интересный опыт мог получиться в турне по Мексике: там недурной футбол, серьезные игроки.

Но, не станем кривить душой, возможность посостязаться с представителями других футбольных школ – это была далеко не единственная причина, манившая наши команды за кордон.

Обычное любопытство свою роль играло тоже, разумеется. Все же возможность увидеть Мадагаскар или Мальту – это и сегодня кого угодно обрадует, а уж в те далёкие времена – тем паче. Но еще из зарубежных командировок можно было привезти диковинные, невиданные в Союзе вещи, сувениры, дефицитную технику, наподобие знаменитого двухкассетного магнитофона «Sharp-555». Первые «видики» в наших краях тоже сначала появились у спортсменов.

Но! Чтобы приехать не пустыми руками, к турне следовало скрупулезно подготовиться. Командировочные были мизерными, а список заказов от жен, детей, друзей и начальства – длинный. Стало быть, надо было взять с собой что-то на продажу. Причем, достаточно компактное, но востребованное за рубежом.

Фотоаппараты «Зенит» благодаря отличной оптике и цене, явно ниже, чем у японской продукции, уходили влет. Водка и икра – этому радовались в любом конце света. В Польшу везли кофе в зернах. В Венгрию – походные складные утюги. А, например, в Марокко на футболку клуба «Монако» (выменянную накануне после матча еврокубка) запросто можно было получить кожаную куртку или даже плащ, о котором мечтал всякий советский человек.

Понятно, организаторы кое-чем одаривали. Например, спортивные сумки «Адидас» были роскошным напоминанием о поездке за кордон. Иногда принимающая сторона выплачивала призовые, причем, с подмигиваниями, в Госкомспорт СССР-де об этом сообщаться не будет, можете потратить валюту на себя. Добавьте к этому «шкалики» из мини-баров, джемы в маленьких баночках со шведских столов…

В общем, домой советские футболисты возвращались полными ярких впечатлений, покрытые тропическим загаром, с полными чемоданами всяких удивительных вещей от джинсовых штанов «Wrangler» и мохеровых клубочков, до нейлоновых париков, от которых пищали и млели модницы. Они возвращались счастливыми! Чем выгодно отличались от уставших от насыщенной футбольной жизни и сборов в самых дорогих точках планеты современных игроков

MARMAZOV.RU

Материал опубликован ProstoProSport 13 февраля 2019 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий