«Большая жизнь», 1939, «Киевская киностудия»
Афиша
Режиссер: Леонид Луков
Сценарист: Павел Нилин
Операторы: Иван Шеккер
Композитор: Никита Богословский
Актеры: Иван Пельтцер, Иван Новосельцев, Степан Каюков, Юрий Лавров, Марк Бернес, Вера Шершнёва, Борис Андреев, Пётр Алейников, Лидия Карташова, Лаврентий Масоха, Василий Зайчиков, Виктор Аркасов, Григорий Любимов, Лидия Смирнова.
Что за кино-то?
Фильм «Большая жизнь» я смело и решительно отношу к разряду эпохальных. В самом натуральном смысле этого слова. Наш, донбасский эпос, сказание, былина. Речь тут веду о первой серии картины, которая «выстрелила» в 1939 году, совершила истинный фурор в среде благодарных советских зрителей. Послевоенное продолжение классического бестселлера – это отдельная история.
Если совсем коротко, несколькими мазками набросать содержание ленты, то она о том, что в Донбассе спят разве что «курганы темные, солнцем опаленные». Остальные бодрствуют беспрестанно, правда, всякий по своему разумению и предназначению. Трудяги задорно вкалывают на радость себе и людям. Новаторы скрипят извилинами, чтобы решительно дать стране угля, и не мелкого, и много. Толковые руководители снуют по забоям и шахтным поселкам, дабы на фоне производственных успехов не утратить конкретного человека, который по неразумению так и исхитряется утопить природный талант в пиве и гулянках под гитару. Не дремлют и враги, норовящие напакостить, как последние шавкины сыны. У последних, понятно, ничего глобального не получается, потому как недрёманое око народное за ними всегда присмотрит. Да и карающий меч правосудия находится в руках ответственных специалистов, не склонных к похрапыванию.
Как и полагается былине, «Большая жизнь» немного наивна и прямолинейна. Зато, будьте уверены, добро победило зло нокаутом, а шахтеров-рекордсменов встретили из забоя с оркестром, красивыми словами, восторженными крепкими девчатами и удовлетворенно покряхтывающими в роскошные усы старыми большевиками. Легкий намек на материальные блага для витязей угольных разрезов тоже читается, пусть и между строк.
Типажи великолепны в своей первозданной простоте. Трогательный пожилой горняк Кузьма Козодоев (сыгранный Иваном Пельтцером, папой знаменитой Татьяны Пельцер, всенародно любимой матушки Ивана Бровкина… Разобрались в родстве? Вот!) – воплощение вековых чаяний честного рабочего человека. Харитон Балун (монументальный Борис Андреев) – яркая иллюстрация, как при верном подходе бузотер и выпивоха становится стахановцем, да еще и находит свою любовь, естественно, неземную. Ваня Курский (искрометный Петр Алейников) – образец ковки донбасского характера из любых подножных материалов. Растущий инженер Петухов (красавец Марк Бернес) – может, и не самый первостатейный персонаж в этом фильме, но тоже, знаете ли, сплошная жизнеутверждающая линия. Что до негативных типажей, то их с ходу хочется расстрелять без суда и следствия. Так уж велика волшебная сила искусства.
Понятно, в успехе картины главная заслуга режиссера Леонида Лукова, уроженца Мариуполя и лауреата Сталинской премии. Удалось ему собрать коллектив, показавший довоенный Донбасс не скучно и удивительно свежо. Особенно же режиссер угадал с авторами песен «Большой жизни».
Уже, полагаю, выросло несколько даже поколений, массово не смотревших этот фильм, в силу разных обстоятельств. Но, держу пари, любой донбассовец знает и слова, и мелодию «Спят курганы темные» Никиты Богословского и Бориса Ласкина. Шахтерская песня № 1 улетела в настоящую большую жизнь как раз из этого кино. Заметьте, песня не линяет, не затирается и не утрачивает актуальности по сей момент.
Предположу, что такой ошеломляющий успех композиции авторский коллектив не прогнозировал. Иначе она вряд ли была бы вложена в уста и гармошку редкого мерзавца (по фильму, естественно), вредителя и кулацкого выкормыша. Лаврентий Масоха, а это настоящие имя и фамилия первого исполнителя главной песни Донбасса, так вышел лицом, что всю жизнь играл разные малопочтенные образы. Вы легко его вспомните по «Семнадцати мгновениям весны»: был там у Мюллера респектабельный седовласый порученец – вот это и есть Масоха. А в «Большой жизни» он молод, отчаянно скуласт и убедителен – раз глянешь и понимаешь, что вражина и гад. Потом, когда фильм восстанавливали, «Спят курганы» перепел Валерий Золотухин. Бернес, не будь дурак, взял песню себе в репертуар и завалил пластинками страну. Юрий Богатиков исполнял ее вдохновенно. Николай Расторгуев дал «Курганам» современное звучание… Но первым все одно был Масоха.
По ходу действия, когда его персонаж уже стал вызывать подозрения у бдительных граждан, звучит недоуменная фраза, мол, как же он мог оказаться сволочью – такие песни чудесные поет… А вот так. К этой замечательной мелодии в разные годы еще и не такие вредители пытались примазать свои жалкие голосовые связки. Но сейчас не об этом.
Считаю, ровным счетом ничего страшного нет в том, что изначально «Спят курганы темные» в фильме исполнил сомнительный тип. Это же кино, всего лишь игра в жизнь, зафиксированная на пленку. К подлинному искусству грязь не липнет. И тут, с песней-то, у нас показательное тому подтверждение… Молодой парень продолжает идти через донецкую степь и десятилетия, к жарким, похожим на бои дням, пригожим девушкам, своей судьбе… Вечный донецкий сюжет!
Фишка фильма
Слёзы раскаяния хулигана и выпивохи Харитона Балуна на товарищеском суде, где его распекали за неблаговидные поступки. И дрогнувший голос старого пролетария Кузьмы Козодоева, увидевшего эмоциональное состояние безобразника, явно уже ставшего на путь исправления. Борис Андреев и Иван Пельтцер в этой сцене шикарны и трогательны. И, конечно, удивительное созвездие актеров этого фильма — это силища! Во всяком случае, Борис Андреев, Марк Бернес и Петр Алейников в разных сочетаниях или по одному надолго стали олицетворением советского кино.
MARMAZOV.RU