Мармазовы живут в Юзовке-Сталино-Донецке с 1896 года. Минимум!

Юзовка

Трудный, по всему видать, день выдался у протоиерея Свято-Преображенской церкви поселка Юзовка Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии отца Александра (Матвеевского) 19 января 1897 года.

Среди 16 младенчиков, которых батюшка крестил в тот раз, была Елизавета. Дочка Тихона Андреева Мармаза, казака Черниговской губернии, Мглинского уезда, Старосельской волости, деревни Борщово (ныне – Брянская область Российской Федерации) и его жены Марфы Денисовой – оба православные, ясное дело.

Делая запись в метрической книге, отец Александр не по злому, разумеется, умыслу, но допустил две ошибки. Тихона он зачем-то обозвал Тимофеем. И хотя в тексте значилось, что тот казак, в самом начале абзаца было написано еще и «крестьянин». А как вы, может быть, знаете, казак и крестьянин – принципиально разные категории. Особенно в конце XIX века в Российской империи.

Позже досадные ошибки протоиерея были исправлены. Причем тут же, в метрической книге, с соответствующими записями и подписями. Что касается имени, то была внесена такая пометка: «Слово Тимофей исправлено на Тихон Ук. ЕДК от 15 августа 1915 года». Тут же чей-то размашистый автограф.

Слово «крестьянин» взяли в кавычки, презабавнейшие причем. Правка выглядела буквально вот так – (:Крестьянин:) Самые настоящие смайлики, популярные сегодня, но в данном случае добравшиеся до нас из былых времен.

Щепетильность при исправлении ошибок объяснима. По метрическим записям потом прочие документы правились, а в этом процессе важна определенность. Но, конечно же, помарки в записи о чаде Тихона Андреевича и Марфы Денисовны придают соответствующей странице церковной книги определенный шарм. Во всяком случае, она сразу выделяется, бросается в глаза.

Стоит сказать, что родившаяся 13-го и крещенная 19 января 1897 года Елизавета в тот день, как и полагается, обзавелась восприемниками. Крестным отцом стал той же губернии, уезда, волости и села, что и папа девочки, крестьянин Яков Васильевич Соболев. Земляка, стало быть, в родню позвали. А крестной матерью записана крестьянка Тульской губернии, Чернского уезда Александра Николаевна.

В метрических книгах замечательный имелся раздел: «Рукоприкладство свидетелей по желанию». Подписи там найдешь не часто. Не то чтобы у людей совсем не наблюдалось желания, просто с грамотой было откровенно туговато. В нашем же случае почерком священника обозначено: «Акт записан по паспорту от 29 августа 1896 года №368». Что за паспорт, чей? Не могу сказать.

Я так подробно расписал данные Елизаветы Тихоновны Мармазовой потому, что она приходилась двоюродной сестрой, кузиной стало быть, моему деду Василию Ивановичу. А запись о ее крещении в книге Свято-Преображенской церкви – самое старое, причем совершенно достоверное, железобетонное доказательство присутствия семейства Мармазовых в Юзовке-Сталино-Донецке. Абсолютно точно мы можем толковать о 1897 годе.

Но если обратить внимание, что родилась Елизавета в середине января, трудно представить, что Тихон Андреевич потащил свою Марфу Денисовну на сносях из брянских лесов в Донбасс в первых числах 1897 года. То есть вполне можно предположить, что чета объявилась в Юзовке не позднее 1896 года. Может быть, что и раньше, и даже значительно. Но тому пока не удалось обнаружить документальных свидетельств.

Скептики, конечно, могут указать на то обстоятельство, что, мол, сестры-братья, родные и двоюродные – это, конечно, хорошо. Но в пространстве и времени они вовсе не обязательно перемещаются вместе. Родной брат прадеда, кузина деда, а ты-то тут при чем? Я готов к ответу.

Исследуя родословную, неожиданно даже для себя, я вдруг стал находить документальные подтверждения скупым семейным преданиям. А в них, помимо прочего, говорилось о двух братьях – казаках Иване и Тихоне, которые перебрались в Юзовку, закрепились там и дали изрядное потомство на благословенной земле Донбасса. Конечно, прибыть они могли и порознь. Но теперь я почти не сомневаюсь, что в степь донецкую братья вышли плечом к плечу. Или, как вариант, один за другим, но с очень коротким интервалом. Чуть ниже приведу убедительное тому доказательство.

Мне всегда было важно уяснить, когда так произошло, что Мармазовы обосновались в Юзовке. Мой дед Василий Иванович родился в 1909 году – рудник «Ветка». Его старшая сестра Кристина Ивановна – в 1904-м, тоже в Юзовке. Но теперь я знаю, что их еще более старшая родная сестра Мария Ивановна появилась на свет в Юзовке 24 марта 1898 года. И была крещена на следующий день в Свято-Преображенском соборе нашего славного поселка священником Диомидом (Кащенко).

Вскользь скажу, что упоминания о Диомиде Григорьевиче Кащенко, 1872 года рождения, я в архивных документах встречал многократно. Даже данные о том, на какой линии и под каким номером его дом располагался, видел. Теперь же оказалось, что это он крестил родную сестру моего деда. Тесен мир, но Юзовка – огромна в своих неожиданных проявлениях.

У отца Диомида 25 марта 1898 года было обычным днем, во всяком случае, никаких помарок в метрике он не допустил.

Так и записал, что 238-й ребенок женского пола, крещенный в указанном храме в отчетный год и названный Марией – плод любви казака из деревни Борщово Черниговской губернии Мглинского уезда (Старосельскую волость отчего-то пропустил, но это не большой грех) Ивана Андреевича Мармазова и его законной жены Анастасии Ивановны. Само собой разумеется, оба родителя – православные.

Следует подчеркнуть, причем жирным красным карандашом, что на рубеже веков встречались разные написания фамилии моих предков – Мармаз или Мармазов. Если обратили внимание, в начале материала Тихон Андреевич обозначен как Мармаз. А тут Иван Андреевич – уже Мармазов. Могу сказать, что это было обычное дело. Во всяком случае Тихон Андреевич в документах «Юзовского общества охоты», в правление которого он входил, в сентябре 1904 года значился Мармазовым. Просто к слову замечу, что возглавлял охотничье объединение Монтегю Бальфур – фамилия для Юзовки, согласитесь, знаменитая.

Но вернемся к Марии Ивановне Мармазовой. Разумеется, как и полагалось, в метрической книге указаны ее восприемники. Их данные не оставляют сомнений – родоначальникам нашей фамилии в Донецке братьям Мармазовым была совсем не чужда тяга к землячеству. Крестными родителями к Марии пригласили выходцев из Черниговской губернии Мглинского уезда. Только крестный папа, казак Иван Иванович Фомкин, представлял село Рудни, а крестная мама, жена казака Терентия Таратонова, Зиновия Андреевна – нашу родовую деревню Борщово.

Уверенно можно утверждать, что казаки Тихон Андреевич Мармазов и Терентий Иванович Таратонов крепко дружили. И семьи их тоже. Мало того что земляки, из одной деревни, из одного социального слоя, так еще и неоднократные кумовья. А кумовья – это родня, которую мы выбираем себе сами.

Жена казака Таратонова Зиновия Андреевна, как видим, крестила Марию, дочь Тихона, в марте 1898 года. А уже в 1900 году, 16 августа, состоялись крестины родившейся днем ранее Клавдии – дочки Терентия и Зиновии Таратоновых. И тут уже отцом-восприемником выступил Тихон Мармазов. К сведению сообщу, что крестной мамой Клавдии Терентьевны Таратоновой стала жена крестьянина Харьковской губернии, Изюмского уезда деревни Поповки Александра Авксентиевича Николаева – Дарья Тихоновна.

Записи в книге Преображенской церкви, касающиеся Клавдии Таратоновой, дали возможность открыть еще пару деталей биографии Тихона Андреевича Мармазова. Во-первых, оказалось, что он «запасной ефрейтор». Во-вторых, впервые удалось увидеть его автограф. Восприемник собственноручным росчерком подтвердил, что акт крещения записан с его слов. Почерк уверенный, бывалый. Это вам не малограмотный персонаж, царапавший пером бумагу только в случае острой необходимости, да и то пару раз в жизни. Тихон Мармазов явно писал часто. Короче говоря, грамотный дядька.

Эх, если бы можно было загрузить информацию из юзовских церковных книг в компьютер, и прокачать, кто кому приходился кумовьями. Да и, собственно, родственниками разных степеней тоже. Интереснейшие цепочки кровных и дружественных связей можно было бы выстроить.

Вообще, доложу вам, листать метрические книги юзовских храмов – это для увлеченного краеведа отдельное удовольствие. Вроде бы крайне лаконичные, протокольные даже записи, но за ними – судьбы. Скажем, читаешь, что 18 января 1897 года, прямо в день рождения, крещены близняшки Вера и Надежда, дочки крестьянки Курской губернии (сколько же курян было в Юзовке в те времена – мама дорогая!) Евдокии Андреевны Иванищевой, и понимаешь, что девчонок ждала сложная судьба. Потому как матушка их записана как вдова. Заделал, стало быть, некий Иванищев дочурок, да и преставился, оставив супругу с Верой, Надеждой, но явно без Любви.

Или, скажем, православный жандарм, родивший деточку со своей лютеранской женой. Это вам как? Считаю, любопытно.

Или, допустим, таганрогский мещанин Николай Пантелеймонович Соболев со своей супругой Ольгой Ивановной – заметьте, оба православные – позвали в кумовья интересных, внезапных, как по мне, людей. Крестный папа Лидии Николаевны Соболевой – шведский подданный Август Эдуардович Петерсон, а крестная мама – подданная британской короны Ольга Стефановна Пью. Какая широта взглядов, друзья! Какой великолепный донбасский русский интернационализм!

Но, понятно, когда вдруг встречаешь выдающуюся донецкую фамилию – тут уж застываешь в нормальном краеведческом благоговении. В той же церковной книге, где значится Елизавета Тихоновна Мармазова, только в разделе за апрель фигурирует девочка с необычным для наших широт именем Гали. Учтите, это так ее крестили 20 апреля (а родилась она аж 28 февраля, нехарактерно для тех времен затянули с обрядом). Папа у нее – Альберт Иванович Юз. Если бы он был обозначен как Джонович, так я бы и не удивился вовсе. Впрочем, Иванович тоже хорошо.

Очень крепко похож этот персонаж на одного из сыновей основателя нашего богоспасаемого города Джона Юза. Хотя это и существенно ломает устоявшуюся историю страстных эротико-семейных приключений Юза-младшего в, простите за тавтологию, Юзовке.

Разумеется, Альберт Юз был подданным Великобритании и протестантом. Но законная супруга его, Екатерина Болеславовна (а вот вполне польское отчество как раз соответствует той самой истории, на которую я намекнул абзацем ранее), была православного исповедания. Соответственно, и дочку крестили по православным канонам. Таинство совершил протоиерей Александр (Матвеевский).

Вообще-то, история жизни Гали Альбертовны Юз может оказаться сенсацией, хотя бы даже и нашего, донецкого масштаба. Но сейчас не об этом. Сегодня я уверенно и, чего уж там кокетничать, гордо заявляю, что Мармазовы и Юзы одним миром мазаны. В одной купели и одним батюшкой даже крещены. Это, знаете ли, важная деталь в биографии.

Р.S. Выражаю искреннюю признательность моему другу и соратнику Александру Пименову. Это он обнаружил ценные сведения. Буду должен. Окажемся за одним столом, непременно учту.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий