Печальный пароход

Одесский пароход

Встретил в ленивой новогодней повестке соцсетей такой дружный негатив по поводу «Одесского прохода», что вынужден был посмотреть.

Разочарование – это всегда тяжело. А фильм разочаровал публику в ее светлых ожиданиях. Это вам не Ротару в новогоднюю ночь на главных российских каналах. С той все понятно – легкое недоумение по случаю плевка в физиономию общественному мнению сходу после боя курантов. Но от «Парохода» ждали чего-то жизнерадостного (Одесса же, есть такой стойкий шаблон) или, во всяком случае, талантливого (овеянный славой «Ликвидации» режиссер Урсуляк и выдающиеся актеры из этого же фильма, дополнительные прочими мастера искусств, к тому располагали).

Коротко говоря, да, творческое фиаско. Жменя больших исполнителей – не всегда созвездие. А хороший даже режиссер вовсе не обязательно классно оттопчется на колорите одного географического происхождения в двух автономных случаях. Увы, бывает и такое. Понятно, вдвойне обидно, что провал пришелся на Новый год. В середине сезона, очень может быть, премьера прошла бы без таких отчаянно мрачных оценок зрителей.

Если верить пометкам в ФБ, кого-то хватило на пару минут фильма, кого-то на 10 или 15. Я настырно смотрел до финальных титров, потому как, хотел составить целостное представление о ленте. Было совсем не просто, отнюдь не весело, но я не пожалел потраченного времени. Один эпизод меня зацепил. Самая концовка.

Причем, речь не о Жванецком, грустно и молчаливо покидающем бутафорский одесский дворик с потертым портфелем в руке, как бы прощаясь с кем-то или чем-то. Дело в самом дворике. Рабочие сцены неспешно разбирают лестницы, перегородки, камера поднимается выше и выше, оказывается, что все это происходит в Москве, небоскребы которой поднимаются на горизонте.

Вот в этом вижу некий философский намек. Констатацию, возможно. Прежней Одессы, которую у нас принято было искренне любить за самобытность и вольный нрав, мириться даже с ее непомерно раздутой славой, но признавать и реальные заслуги перед общей Родиной, больше нет.

Для меня, например, она сгорела в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года. Это не смешно. Это не комедия. Это жуть, перебивающая все остальные эмоции.

Наверное, той, былой Одессы, всем нам не хватает. Вот в Москве и взялись ее синтезировать, что ли. Хотя бы на экране. И говор придумали забавный, на котором сами одесситы никогда не разговаривают, но он сильно нравится приезжим. И кино попытались сделать на, казалось, беспроигрышном исходном материале и с участием любимых народом актеров. В принципе, Одесса получилась. Но, как в том анекдоте о елочных игрушках, фальшивая – не радует.

Удастся ли когда-то реанимировать прежнюю Одессу? Вот этого я не знаю. Сомневаюсь, во всяком случае. И сделано это должно быть не силами кинематографистов, в смысле, не только ими.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий