Упражнение для мозга. Политика сквозь призму цивилизационного дискурса

Упражнение для мозга

От сайта МАРМАЗОВ.РУ Перед вами не публицистика и не беллетристика. Это серьезный научный труд, с которым, при всем уважении, совладает не каждый.

А размещена эта статья здесь, во-первых, потому что она актуальна. Во-вторых, сейчас как раз удачный момент для того, чтобы давать нагрузку мозгу. Чтобы он не заржавел, понимаешь. В-третьих, и это самое главное, автор статьи – профессор Мармазова Татьяна Ивановна. Последнюю строку не комментирую, в силу очевидной бронебойности аргумента.

Публикация совсем свежая, только что вышла вот тут: ПРАВО И ПРАКТИКА   НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НИИ ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА — М.: НИИ ИЭП, 2020. — No 1. -223 с.


УДК 124.2

МАРМАЗОВА Т.И.

ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ПОЛИТИКИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИСКУРСА

         Ключевые слова: философско-политический анализ, цивилизационный дискурс, функции политики, телеологизм, политическая рефлексия, дискурсные комплексы, мыслеобразующая функция, мыслеобразующий процесс, геополитическая идея.

Статья посвящена философско-политическому анализу современного цивилизационного дискурса в рамках функционирования коммуникационно-семантического и культурно-информационного пространства политики путем выяснения специфики функций политики. Рассмотрены феномены телеологизма и рефлексии с точки зрения применения функционального подхода в политике. Обосновано использование терминов «мыслеобразующая деятельность», «мыслеобразующий процесс».

 

MARMAZOVA T.I.

PHILOSOPHICAL AND POLITICAL ANALYSIS OF THE FUNCTIONS OF POLITICS THROUGH THE PRISM OF CIVILIZATIONAL DISCOURSE

         Keywords:  philosophical and political analysis, civilizational discourse, functions of politics, teleologism, political reflection, discourse complexes, mysleobrazuyushchaya deyatel’nost’, mysleobrazuyushchij process, geopolitical idea.

The article is devoted to philosophical and political analysis of contemporary civilizational discourse in the framework of communication-semantic and cultural-information space of the policy by clarifying the specific functions of policy. The phenomena of teleology and reflection are considered from the point of view of applying a functional approach in politics. The use of the terms «mysleobrazuyushchaya deyatel’nost’», «mysleobrazuyushchij process» is justified.

 

Политика со времен появления одноименного трактата Аристотеля является объектом особого внимания мыслителей всех времен и народов. И это не случайно, поскольку она синтезирует в себе организационную, регулятивную и контрольную деятельность, направленную на удовлетворение запросов и потребностей общества. Как явление, нацеленное на завоевание власти, политика имеет широкий спектр научных обобщений. Ее проявления при конкретных социально-экономических условиях требуют постоянного внимания и функционального объяснения, включающего поддержание порядка, совершенствование механизмов государственного управления, согласование социальных интересов, инновационного развития. Такой подход является вполне оправданным и бесспорно актуальным.

Политика является особым видом человеческой деятельности, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. В соответствии с определением Макса Вебера, политика, исходя из своего целеполагания, требует соблюдения  важных требований, обеспечивающих ее функционирование.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее уникальной всеохватывающем, глубоком проникновении в современное общество, о ее чрезвычайно важном социальном предназначении и влиянии, что обусловливает применение системного подхода к анализу этого феномена.

В философии, как и в политической науке, нет единого мнения относительно определения основных функций политики и их назначения в регулировании общественных отношений. Например, Т. Парсонс – основатель теории социальных систем – относил к функциям политики определение коллективной цели общественного развития, мобилизацию и принятие решений, сохранение стабильности социума и распределение в нем ресурсов. Один из самых авторитетных исследователей политической системы американский политолог Д.Истон видел ведущую функцию политики в авторитарном присвоении и распределении ценностей в обществе. Известный политический аналитик и основатель медиологии Р.Дебре указывал на такую функцию политики, как сохранение целостности и обеспечение стабилизации общества. Общим для приведенных подходов к пониманию функций политики является убеждение исследователей в том, что политика не просто призвана регулировать общественные отношения, но и репрезентировать функции общественных преобразований и стабилизации социума. Исходя из вышесказанного, функции политики целесообразно рассматривать в контексте модернизационных трансформаций.

В этих условиях особенно важным является выяснение базовых характеристик современного цивилизационного дискурса и рассмотрение их влияния на трансформацию функций политики в условиях глобальных геополитических изменений. Исходя из вышесказанного, основными задачами предложенной статьи  являются:

  • изучение философских аспектов современного цивилизационного дискурса в рамках функционирования коммуникационно-семантического и культурно-информационного пространства (смыслового поля) политики;
  • исследование функций политики сквозь призму категорий целедостижения;
  • рассмотрение феноменов рефлексии и телеологизма в политике и осуществление попытки экстраполяции функционирования этих феноменов на проявления процессов в условиях политической модернизации.

Для подготовки этой статьи были использованы труды Т.А. Алексеевой, М.В.Ильина, Д.А.Максимова, М.Оукшотта, О.Н.Паршиной, О.Ф.Русаковой, М.А.Старковой и других ученых, посвященные проблематике политической дискурсологии и политической философии, а также исследованию протекания процессов политических транзитов и трансформаций в современном мире.

Современный научный цивилизационный дискурс является чрезвычайно разнообразным и многоплановым. Одним из центральных предметов его рассмотрения выступает собственно политика, ведь именно названная категория является ключевой для выяснения сущности всех других производных политологических понятий. Политика в этих условиях предстает как своеобразное коммуникационно-семантическое и культурно-информационное пространство, где функционируют традиционные и инновационные дискурсы. Через проявление таких политико-философских дискурсов фактически осуществляется реализация функций политики на практике, поэтому рассмотрение последних зачастую является неполным, односторонним, без учета их контекстуального и психологического аспектов. Контекстуальный план (аспект) дискурса политики можно определить как совокупность философских, исторических, социокультурных, политических, ситуативных и других проявлений семантически-лингвистического и культурно-символического функционирования политики. Контекстуальный аспект дискурса тесно связан с идеологической и информативно-коммуникативной функциями политики. Немаловажным для исследователей является и анализ психологического плана дискурса, который сосредоточивает внимание на личностных качествах субъектов политики, оказывает наибольшее воздействие на представительскую функцию политики и на функцию политической социализации.

Отечественные политологи О.Ф. Русакова и Д.А. Максимов не только дают интересную современную трактовку политики, как коммуникационного сетевого пространства, но и определяют основополагающую роль политических дискурсов в нем [1. С.26]. Другая российская исследовательница  М.А. Старкова с точки зрения прикладной политологии рассматривает политический дискурс как определенную совокупность предметов обсуждения, что предполагает анализ конкретной политической ситуации, как в динамическом, так и в статическом измерениях [2. С. 238]. Еще на одну отличительную особенность современной политической коммуникации в российском политическом дискурсе обращает внимание профессор О.Н.Паршина, указывая на наличие в нем определенного «набора аргументативных тактик» [3. С.45]. Целесообразным нам представляется и предложение российского ученого М.В.Ильина рассматривать дискурсы как категории  особого политического смысла [4. С. 83]. Цивилизационно-политические дискурсы, таким образом, являются мощными ресурсами для определения политической стратегии и тактики социальных субъектов в современном обществе.

Уникальность и ценность современных политических дискурсов определяется не только их содержанием и векторностью, но и разноплановостью воздействия на общество. Ведь политические дискурсы  могут рассматриваться как мощные властные ресурсы, благодаря которым государственные и общественные институты конструируют и продвигают те или иные образы реальности в массовое общественное сознание, оказывают непосредственное влияние на формирование мировоззрения. Поэтому, по убеждению О.Ф. Русаковой и Д.А. Максимова, от того, насколько эффективно реализуются наиболее политически и социально значимые цивилизационные дискурсы, зависит осуществление социально-преобразовательной функции политики. В связи с тем, что цивилизационные дискурсы в той или иной степени являются воплощением властных ресурсов, то при научном анализе их влияния на реализацию определенных функций политики,  целесообразно рассматривать и ключевые функции самих дискурсов [5. С. 26]. В реальной политической жизни, по мнению исследователей, функции политики и дискурсов тесно переплетенные друг с другом и создают стройную архитектуру общей дискурсной модели, которая состоит из более или менее устойчивых дискурсных комплексов (формаций) [6. С. 40].          Таким образом, происходит процесс формирования смыслового поля политики, которое определяется ее социально значимыми функциями и особым категорийным  аппаратом.   Функции политики зависят от многих факторов, в том числе, от объектов и субъектов дискурсных комплексов. Поэтому рассмотрение функций политики  должно  быть сосредоточено,  прежде всего, на аксиологических и коммуникативных аспектах политики. Ведь политика в период становления и развития информационной цивилизации все больше трансформируется из сферы презентации и трансляции в сферу  моделирования социальной реальности, которое осуществляется с помощью разнообразного перечня коммуникативных технологий. Ключевые цивилизационно-политические дискурсы в этих условиях способствуют адаптации новых социальных и политических ценностей в обществе, что особенно важно во времена существенных геополитических изменений.

На формирование политики оказывает влияние выполнение задач модернизации общества, переформатирования общественных отношений. Эти процессы требуют  постоянного научного мониторинга в области трансформаций функций политики, где основным индикатором изменений служит, вне всякого сомнения, политический дискурс.

Фундаментальное рассмотрение системного понимания политики подано в научных публикациях по политической философии, имеющих свою определенную специфику. Так, в последние десятилетия в научном гуманитарном сообществе понятие дискурса становится одним из важнейших, как в общей теории политики, так и в политической философии. Но особенностью философской интерпретации дискурсов политики является то, что они получают более глубокое осмысление, обобщение на основе выделения универсальных закономерностей и взаимосвязей. Обращение к исследованиям в области политической философии является важным еще и потому, что изучение цивилизационных перемен в современном мире – это комплексное задание, которое требует выхода за рамки чисто политологии, социологии, культурологии, философии и обусловливает дальнейшее внедрение междисциплинарных, синергетических подходов.

Спецификой цивилизационно-политического дискурса с точки зрения политической философии является обращение к феномену рефлексии. В контексте рассмотрения философской рефлексии политика призвана выполнять двойную задачу: с одной стороны, рассматривать все, что происходит в текущей политической жизни, с философских позиций, а с другой стороны, – анализировать, критически оценивать и воздействовать на развитие общества в целом и его отдельных институтов. Философски настроенный подход к сущности цивилизационно-политического дискурса базируется на рассмотрении политики как сферы жизни общества между вечным и временным, как сферы и конкретно эмпирической и абстрактной одновременно. Исходя из этого, можно вести речь о рефлексии как важнейшей функции политики, значение которой возрастает особенно в периоды общественных трансформаций и  глобальных изменений.

На  многоуровневый характер рефлексии политической жизни указывал известный  представитель британской интеллектуальной традиции,  политический философ консервативного направления М. Оукшотт, рассуждая о философской взаимосвязи ценностей и целей, свойственных для всеобщих  концепций мироздания, созданных человеческой цивилизацией [7. С. 8-9].

Следовательно, функция рефлексии — особый предмет исследования политологов и философов, призванная выводить политику на более высокий уровень абстракции и решать основополагающие (вечные) проблемы политической жизни. Одной из таких ключевых  проблем  является разграничение сфер влияния власти и общества, государства и граждан на основе теоретического и философского осмысления политических процессов, происходящих в конкретный период в той или иной стране. По мнению российского философа Т.А.Алексеевой,  решение указанной проблемы лежит не только в области философского анализа основных аспектов политических отношений, властных структур, этических и ценностных составляющих политики, но и в исследовании фундаментальных основ политики,  изучении универсальных законов и принципов политики и власти, их институциональных и символических атрибутов, в осмыслении человеческого измерения политики [8. С. 12].

Определяющим фактором функции политической рефлексии является и то, что она направлена на формирование альтернативных моделей политического развития, прогностических оценок вероятных политических рисков и их последствий. Следует отметить, что прогностическая функция политики имеет свою особенность: речь идет не о простой экстраполяции характерных примет и традиций из настоящего в проектируемую модель будущего, а о творческом применении имеющихся социально-политических закономерностей и тенденций с учетом качественных и количественных изменений в социокультурной среде. Названная характерная черта политики связана с процессами политической идентификации, что необходимо учитывать при прогнозировании будущих трансформационных политических процессов.

Функция политической рефлексии формирует: во-первых, границы распространения и воздействия политики в обществе; во-вторых, определяет социальное назначение и призвание политики; в-третьих, конструирует специфическую социокоммуникативную реальность, проектирует общество будущего. Английский политолог P. H. Берки, описывая социокоммуникативные задачи политики, указывает  на особенность регулятивной функции политики в области распределения ролей и политических функций в обществе, создании при этом для всех общепонимаемого языка с целью обеспечения высокого уровня коммуникации [9. С. 7].

При этом не менее важной составляющей функции политической рефлексии выступает ее просветительско-воспитательное направление. Об этом аспекте рефлексии в политике заявил профессор Лондонского университета А.М.Пятигорский [10. С. 27]. В своих публичных лекциях, формат которых он сам определил, как «острую интеллектуальную провокацию», известный философ презентовал свой взгляд на роль политической рефлексии в современном обществе. При этом профессор А.М.Пятигорский  ввел в дискурс лекции дополнительное инструментальное понятие «абсолют» с целью иллюстрации фрагментированности и неопределенности субъекта политической рефлексии [11. С. 27]. Основной целью современной политической философии ученый определил необходимость возвращения политического мышления в лоно философии, обосновав важность воспитания политического мышления у слушателей [12. С. 40]. Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным, выделить мыслеобразующую функцию политики. Под указанной функцией, на наш взгляд, следует понимать особый мыслеобразующий процесс, соединяющий  исследовательскую, образовательную и коммуникативную деятельность.

Политика призвана готовить общественное сознание масс к необходимым преобразованиям и трансформациям, одновременно сводя к минимуму те  противоречия и конфликты, которые возникают при подобных процессах. Политика всегда должна быть подвижной, динамичной, гибкой, избавляться от догматизма и застоя, иначе все общественные преобразования и изменения не будут иметь эффективных результатов, а, главное, не будут легитимизированы гражданами (избирателями). В этих условиях модернизации и трансформации политическая рефлексия предполагает обязательный учет социокультурных и национальных особенностей. Это тем более актуально, так как современное Российское государство подошло в своем эволюционном развитии к важному этапу не только «осмысления своей мессианской роли в истории человечества» [13], но и, по определению известного российского ученого Ю.В.Громыко, к разработке нового знаниевого проекта, проекта нового миропорядка Razvitie [14].

Феномен идеи телеологизма, как целевой знаниевой направленности политики, проявляется в том, что последний приобретает особое значение именно в периоды кардинальных цивилизационных изменений, успешность и эффективность которых существенным образом зависит именно от того, насколько правильно, адекватно были определены цели таких преобразований.

В научном труде В.И.Спиридоновой рассматривается эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли, где автор показывает связь телеологии этической парадигмы с признанием самоценности конкретного народа («право быть самим собой») и его государственности [15. С.47]. Важным моментом в исследовании является вывод о том, что «самобытность российского государства осмысливается в евразийской теории, прежде всего как идея геополитическая, как преодоление пространства, осуществление великого культурно-исторического синтеза, уравновешивания двух культурно-исторических векторов – западного и восточного» [16. С. 62].

Можно с уверенностью прогнозировать, что научный дискурс относительно определения границ функционирования, природы и социального назначения политики в рамках философии политики, общей политической теории и других гуманитарных дисциплин будет продолжаться и в дальнейшем. Необходимо исследовать не только влияние цивилизационно-политических дискурсов на реализацию определенных функций политики, но и рассматривать ключевые функции, выполняемые самими дискурсами как воплощением властных ресурсов. Изучение дискурсных комплексов в контексте рассмотрения функций политики должно сосредотачиваться прежде всего на аксиологических и коммуникативных аспектах презентации и самопрезентации политики.

Таким образом, анализ современного политико-цивилизационного дискурса в рамках функционирования коммуникационно-семантического и культурно-информационного пространства политики показал специфику современных научных исследований, связывающих смысловое поле политики с ее функциями и функциями политического дискурса. Особым маркером современного научного знания выступает рассмотрение философами и политологами функций политики сквозь призму категории целедостижения, что обусловлено активностью процессов трансформации и модернизации в мировой политике. Определение феноменов рефлексии и телеологизма в политике выявило не только важную мыслеобразующую функцию политики, но и дало понимание возможности всем-мирского объединения российского общества  вокруг создания собственного  цивилизационного проекта.

Следовательно, дальнейшие исследования реализации функций политики в контексте динамики цивилизационных изменений востребованы и должны проходить в рамках мыслеобразовательной деятельности.

Литература и источники

1. Русакова О.Ф., Максимов Д. А. Политична дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса // Полис. — 2006. — №4. — С. 26-43.

2. Старкова М.А. Политический дискурс элит как репрезентация политической стратегии и тактики // Власть и элиты в российской трансформации: Сборник научных статей / под ред. А. В. Дуки. Социол. институт Рос. акад. Наук. СПб., 2005. – С. 238-246.

3. Паршина О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.02.01; [Место защиты: Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского]. –  Саратов, 2005. – 48 стр.

4. Ильин М. В. Слова и смысли. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: РОССПЭН, 1997. — 432 с.

5. Русакова О.Ф., Максимов Д. А. Политична дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса // Полис. — 2006. — №4. — С. 26-43.

6.  Там же.

7.  Hobbes Th. Leviathan  / Ed. by  M.Oakeshott. – Oxford, 1960.  – Р.VIII – IX.

8. Алексеева Т. А. Нужна ли философия политике? / Ин-т философии РАН. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 126 с.

9. Berki R. N. The History of Political Thought: A Short Introduction. — L.-N. Y., 1977. – 216 p.

10. Пятигорский Александр. Что такое политическая философия: Размышления и соображения. Цикл лекций. –  М.: Европа, 2007. – 152 с.

11. Там же.

12. Там же.

13. Карганов С. Куда идти и с кем идти. Внешняя политика на пороге нового десятилетия. [Электронный ресурс] // Российская газета  [сайт]. 26.12.2019. Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/26/sergej-karaganov-neobhodim-kurs-na-preodolenie-ostatochnogo-zapadnocentrizma.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 03.02.2020).

14.Громыко Ю.В. Развал советского знаниевого проекта и глобальное оглупление. [Электронный ресурс] // РИА новости [сайт ]. 29.09.2016. Режим доступа: https://ria.ru/20160929/1478145573.html , свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 28.04.2018).

15. Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли. –  Москва: Ин-т философии РАН, 2008. – 183 с.

16. Там же.

 

МАРМАЗОВА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА – доктор политических наук, профессор кафедры  истории и философии Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий