У донецких собственная гордость. Часть вторая

Сталин

Окончание.

Начало здесь.

Сколько-то лет тому назад свела меня журналистская судьба с донецким психиатром Александром Бурцевым. Когда рассказываю об этом, собеседники чего-то хихикать начинают. А ничего смешного. Психиатр – это звучит гордо, хотя и, да, несколько тревожно. Доктор Бурцев классный специалист, и с неформальным подходом к делу, раньше практиковал в заведение, расположенном в Дурной балке (надо же, какова ирония ономастики), сейчас не знаю. Я стремился встретиться с ним, потому как, прослышал, что он проповедует любопытнейшую теорию. Многое что прояснившую мне в теме донецкого характера. Точно ведь, где же еще искать ответы, как не у мастеров психоанализа, штукатуров сознания и подсознания, прорабов бессознательного и прочих тонких материй, которыми я вас грузить, сейчас, во всяком случае, не собираюсь. Очень упрощенно, теория доктора Бурцева звучит примерно так: Донбасс создан людьми строго определенного типа психики. Кто обладает им, тот имеет хорошую реакцию, скор на подъем, смел, совсем не всегда признает условности в рамках законов и правил, если это противоречит целесообразности момента, уверен в своей правоте, иногда излишне самоуверен, и так далее.

Обычно в обществе процент таких людей отнюдь не преобладает. В смысле, он не так уж и мал, но далеко не контрольный пакет. Если же сконцентрировать подобных ребят в одном месте… То получается Донбасс.

А теперь вспомним, как возник наш регион? Без деталей, самыми широкими мазками… Уголь, железоделательное и рельсовое производство, необходимость в рабочих руках. Бум! – «в рельсу», бум промышленный… И потопали в степь люди с разных сторон. Не от хорошей, чаще всего, жизни, это верно. Но даже распоследний нищеброд не всегда решится сорваться со своего жалкого подворья в каком-нибудь Мглинском уезде, и отправиться к черту на рога, на берег Кальмиуса. Где может, конечно, копеечку и срубишь, а может и сгинешь не за понюшку табака. Причем, второе скорее. Для такого решения нужен определенный склад характера, психики, отсутствие лишних тормозов. И здесь вспоминаем о докторе Бурцеве. Вспомнили? Вот! Идем дальше.

Подвижные, а то и авантюристично настроенные элементы из разных губерний Российской империи отправились в Донбасс, чтобы сконцентрироваться на этой, любезной сегодня нам всем, четко ограниченной территории. Кому-то здесь не понравилось, что понятно, дело житейское, и он отправился дальше, хоть в Сибирь или на Дальний Восток. Или, например, домой вернулся. А вот из тех, кто остался, выжил, осел, поставил себя, дал потомство и стал вариться донецкий характер. Представляете этот крутой замес? При таких-то исходных составляющих! Я легко представляю. Результаты вижу в своих земляках, да и в зеркале тоже, когда бороду стригу.

Усугублю мысль. Донбасс изначальный – это же не только голытьба беспорточная, ринувшаяся лучшую долю искать. Сюда и «чистая» публика ехала, инженеры там всякие, подвижники. Работать на Путиловском заводе в Питере или в Юзовке – разница-то была, могу спорить. Раз человек в наши края отправился, вероятность того, что у него в венах гуляли кровняые шарики, которые в последствие напитали донецкий характер, велика до чрезвычайности. Такие же отчаянные крышерванцы, как брянские или астраханские бродяги, только в форменных кителях или гражданском платье побогаче.

В студенческие годы, а дело на истфаке было, напоролся я на интересную судьбу. Инженер Валериан Данчич, красавец, умница, спортсмен, из Петербурга перебрался в Юзовку, потом в Горловку. Встрял в Горловское восстание, загудел в тюрьму, сбежал за границу, потом вернулся, трудился при советской власти по угольной части… Между прочим, был потомственным дворянином. Оно надо было ему это восстание? А вот надо! Потому что, был он сильным и справедливым, но и скорым на решения. Прав, очень прав доктор Бурцев, дело в психотипе. Не в социальном происхождение или вероисповедании, не в форме носа или цвете волос, а в психотипе. И сконцентрировался он в наших краях, со всеми вытекающими плюсами и минусами, объективно. Так сложилось исторически, нравится это кому-то или нет.

Но всякие там дворяне и бояре – это, понятно, только яркие вкрапления в громадную человеческую общность, что в конце позапрошлого – начале прошлого века стала складываться в Донбассе. Основную часть составляли другие люди. Уже без доктора Бурцева прикинем, кто же это был. Как свидетельствует статистика и простой здравый смысл, подавляющим большинством стали крестьяне из великорусских губерний, переселенцы из казачьих областей. Подтверждений тому множество, и научных, и бытовых. Допустим, я недавно обратил внимание на маленький щтрих в классической кинокартине «Донецкие шахтеры» (1950). Там, желая показать неказистую жизнь Донбасса до революции, дали сценку, как коротали досуг первые поколения горняков. Ну что вам сказать, сейчас так всякие злопыхатели рисуют классических «ватников». Косоворотки, картузы, балалайка, гармошка, русские пляски. Заметьте, фильм снимался в то время, когда не было нужды для дискуссии русская это земля или украинская, все было советским. Стало быть, режиссер, а был это маэстро Леонид Луков, уроженец Мариуполя, пытался выстроить действо как можно ближе к реальности. Тем более, не такой и стародавней. Иначе живые свидетели дореволюционного бытия на смех бы подняли. Считайте, это исторический документ, иллюстрация.

Не собираюсь я спорить, что прибывали сюда и малороссийские крестьяне. И на формирование местной ментальности они, естественно, тоже влияли, но не так глобально. Просто их было меньше. Южные губернии Империи были более сытые, то есть, поводов куда-то там отправляться и под землю лезть было поменьше.

А теперь давайте представим, что из себя представлял среднестатистический русский крестьянин, которому предстояло стать пролетарием, да еще и «гвардией труда». Наверняка, каждый из школьного курса знает (во всяком случае, те, кто поглощал знания в системе советского образования), что отличие великорусского крестьянина от малороссийского в том, что первый выходец из общины, а второй — хуторянин, единоличник. Сейчас не будем разглагольствовать о том, что общины тогда рушились, уклад все еще крепко сидел в головах, он и до сего момента полностью не выветрился. Стало быть, прибывал в Донбасс подвижный, частенько и резкий, мужик из Тамбовской или Курской губернии, с общинными представлениями о жизни. Тут его, как водится, «девушки пригожие тихой песней встретили, и в забой отправился парень молодой», или, допустим, каталем на металлургический завод. А там тоже коллектив, между прочим. Своего рода община. Специфическая!

Понятно, что обушком не толпа машет, дело персональное. Но от действий каждого не только выработка зависит, но и жизнь. Нравится тебе кто-то, не нравится, все одно, будь любезен, подставь в случай чего плечо, иначе он тебе, не ровен час что произойдет, свое точно не подставит. И тогда конец игры, «прощай, Маруся-ламповая и ты, братишка-стволовой». Кто правила сообщества не принял, тому или не струганный гроб без музыки, или прямое указание судьбы двигать из этих мест от греха подальше.

Этим объясняется и наша веротерпимость, и неприятие национализма, и еще много чего. Тут же не для болтовни в кофейне тема, а вопрос выживания. С этим не шутят.

К тому же, в шахте, или у мартена, или в бараке, а позже в общежитие – все на виду. Так что, правду говорить и жить по совести, чтобы другим не мешать, а и помогать даже, проще. Да и не выйдет иначе.

Понятно, с начала освоения Донбасса воды в Азовское море много утекло. И не только потомками первопроходцев тут все заселено. Потом тоже люди приезжали. Всевозможные! А оставались только те, кто вписывался в среду. Кого Донбасс принимал. А кого нет, тот отправлялся дальше свою долю искать. Через донецкую драгу много породы промыто, остается только… Не то, чтобы непременно золото, но и самородков тоже хватает…

Последнюю волну «ушельцев» из Донецка воспринимаю спокойно и уже совсем без нервов, отношу их к категории тех, у кого донецкого характера нет. Они и сами об этом бубнят на всех углах, нет-де донецкого характера… Все верно, у них не просматривается и проблеска. С этим надо просто смириться. Им смириться, на-то что, мы дома. И прекращали бы уже подвывать: «Мне стыдно, что я дончанин». Не стыдитесь, вы не дончане и даже не были ими никогда. Так, временно проживали на территории Донбасса. Эта территория для людей из другого теста.

Руслан Мармазов

Вам также может понравиться...

комментариев 9

  1. А если пройтись по персоналиям,не будем брать политику,возьмем футбол. Сергей Ребров,Денис Гармаш,Александр Денисов,Кирило Круторогов,урожденные Донбасса не вписываются в Ваше представление о донецком характере?

  2. Ребров не вписывается, тут точно. Кто такой Гармаш не знаю. Круторогова видел пару раз, ничего не могу сказать. Денисов — донецкий, точнее, енакиевский, но со своими персональными опциями.

  3. Гармаш не донецкий,луганский. Неважно. Игрок Динамо К и сборной Украины.

  4. А! Этот… Нет, не подходит. В каждом праве бывают исключения. Кстати, а Вы вот довольно четко обозначили тут Реброва и Гармаша, которые не вписываются в донбасскую среду. Стало быть, видите их отличия. И суть вопроса ухватили правильно.

  5. Очень круто изложено! А те, кто свалил, а теперь льёт гадость на своих бывших земляков из Донбасса — чистые манкурты.

  6. Вот старшие выходцы с Донбасса Коньков,Кондратов,Трошкин,Заваров,БережнойЖуравлев Сергей и покойный Чанов другими были,хотя тоже легенды Динамо Киев.Не отрекались от корней.

  7. Денис уехал подростком в киевский спортинтернат и там сформировался,а Ребров еще задолго до войны постоянно комплексовал по поводу своего происхождения,напоминая еврея из анекдота,который хотел быть «гусским».

Добавить комментарий