Зачем встретились митрополит Тихон (Шевкунов) и Ксения Собчак?

Шевкунов-Собчак

Интервью еще остыть не успело, трех дней не прошло, а копий, мечей, мировоззренческих бердышей вокруг него уже наломано – гора и маленькая сопка, заговоров между строк, да и в самих строках найдено – на многие конспирологические тома хватит. Какой отсюда вывод? Беседа зацепила. Как минимум!

Общество, в широком понимании этого термина, нестандартность случившегося в кадре действия, и само событие заметило. Как люди оценивают этот диалог, и какие выводы делают, это другой вопрос. Но главное, что это произошло и это стало событием – два человека, два влиятельных гражданина России, представляющие возможно, совершенно разные точки зрения на происходящее сегодня, на историю страны, на её будущее, начали диалог.

Уверен, что ключевое слово – начали.

Речь идет о встрече митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) с Ксенией Собчак на YouTube-канале последней.

Прямо-таки захотелось добавить: «В красном углу ринга представитель добровольного общества «Несвятые святые», в синем – призерша приватного клуба «Кровавая барыня». Но в том-то и дело, что ощущения ринга в диалоге людей, символизирующих сегодня полярные настроения в российском обществе, не было!

Так это, заметьте, не на кухне посиделки, но интервью на камеру, с пониманием открытости для обильной и по-разному думающей аудитории. А как же драматургия, конфликт? Энергетика противостояния обязана была искриться хотя бы, если не полыхать северным сиянием. А ничего подобного! Удивительно, верно? Удивительно, но не в первую очередь.

Самое поразительное, как вообще эти два разнополюсных человека оказались в одном объективе, в одном мониторе, в одно и тоже время? И для чего?

С Собчак более-менее понятно. Она в своем проекте играет роль журналиста, а значит, старательно привлекает аудиторию самыми разными методами. А заполучить для общения такого знакового собеседника, как Владыка Тихон – это же просто мечта для интервьюера и журналиста любого уровня. Да и условностями Ксения не очень-то связана, особенно с учетом некоторой ее склонности к эпатажу.

Час с четвертью интервью, на момент написания этого текста, уже посмотрело хорошо за 600 тысяч человек. Теперь-то уж наверняка много больше. Причем, это тот случай, когда аудитория прирастает новой, не самой характерной для канала публикой.

Меня, хотя бы, взять. Будь гостем в студии кто угодно другой, я просто и не узнал бы о выходе программы в эфир. Не то, чтобы я предвзято отношусь к Ксении Собчак… Давайте считать, это просто не мой формат.

А тут я не просто внимательно посмотрел и послушал, но еще, к своему удивлению обнаружил, что ведущая умеет себя пристойной вести. Раньше, может, мне не везло, мутные волны интернета, помимо моей воли, выносили сюжеты, где Ксения Собчак какие-то коробящие штуки вытворяла. Тут – нет, все чинно и благородно. Никаких провокаций. Причем, вопросы-то были заготовлены отнюдь не комплементарные, но поданы так, что любо-дорого.

Что касается робких слов ведущей о собственном поиске пути к Богу, а тем более попытка публично попросить прощение за былые выходки – так это в любом случае здорово. Не мне судить, насколько искренним был этот порыв. Но, согласитесь, это гораздо лучше, чем трюки, которые публика привычно ждет от Собчак.

Кстати, отец Тихон так обрадовался каким-то чуть детским даже словам Собчак, мол, ей неудобно за некоторые свои поступки, оживился, весело говорит: «Бог простит!»

Господь, надо заметить, порой, крайне неожиданных людей выбирает в инструменты для проведения своей воли. Собчак… Кто бы подумал?

Теперь о главном. Зачем это действо было необходимо митрополиту Тихону? Он что, другой площадки найти не мог для выступления?

Серьезно подозреваю, что ему сейчас подобные вопросы, в самых разных интерпретациях, приходится со всех стороны выслушивать. Причем, и от православных соратников, и от светских подвижников.

Каюсь, у меня тоже первой мыслью, в самом начале передачи, была такая: «Вот зачем он своим присутствием легализовал Собчак в глазах наших людей?» Каких наших? Русских, державницки настроенных, православных, короче, у которых западничество вместе с либерализмом традиционно вызывают ощущение угрозы.

Но потом, во-первых, ход беседы захватил, стало интересно. Во-вторых, мелькнула еще и такая мысль, дерзкая: «А уж не хитрый ли это план владыки Тихона?» Нет, наверняка я этого не знаю. Но могу же, как зритель, такое предположить?

С площадками у отца Тихона, ни секунды не сомневаюсь, полный порядок. Любой федеральный канал, информационное агентство, не говоря о православных ресурсах, за радость и честь посчитают предоставить ему студию. И не только потому, что архиерей и признанный лидер общественного мнения. Хотя и это тоже, разумеется, важно. Он умеет доходчиво формулировать не такие уж и простые истины — чтобы дошло до каждого.

А в этом случае ему понадобился выход на узкоспециальную аудиторию. На тех людей, которые систематически слушают Собчак. Ну, не Ксению Собчак конкретно, а, скажем так, коллективную Собчак.

Похоже, владыка Тихон пробует отправить сигнал на ту, противоположную нам сторону прозрачной, но очень крепкой мировоззренческой баррикады. Стало быть, считает, что там не все враги. Оппоненты – да. Заплутавшие, сбившиеся, не вполне понимающие своего места на планете – сколько угодно.

С ними он пытается разговаривать взвешенно, аргументированно, красиво. Не то, чтобы на нашу сторону перетягивает, маршрут-то каждый сам себе выбирает. Но, во всяком случае, указывает на некоторые очевидные вещи, которые не всякий на эту минуту понять сумел. Вполне пастырская позиция, кстати сказать, христианская.

Слушайте, а вдруг это была первая попытка в современных, прямо скажем, непростых, кризисных условиях завязать диалог между антагонистами в российском обществе? Вот это будет номер. А мы как-то буднично к такому нерядовому событию подошли.

Впрочем, тут смотреть надо, как дальше дело пойдет. Если была разовая акция – это одно. Хотя, тоже ведь интересно получилось, отличный пробный камушек для изучения мнений в российском обществе. Если же мы наблюдали начало большого проекта общероссийского значения – тогда совсем интересно. Набираемся терпения. Ждем. Наблюдаем. А может и участвуем. Точно – участвуем!

Руслан Мармазов

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий