Боевые имперцы Донбасса

Знаете, а Донецк умеет удивить. Вас, бродячих пешеходов, само собой, но и меня, жителя этого уникального города в четвертом поколении, иногда тоже. А уж как у него это получается пару лет после начала войны, так это просто жесть.

Надо полагать, тут дело в контрасте между варварской стрельбой с той стороны и жадной жаждой жизни с этой. Причем, демонстрируемой в разных формах. Скажем, в концерте для фортепиано с минометами, данном на открытом воздухе (в смысле, без бомбоубежища, вы же поняли?) виртуозной Валентиной Лисицей. Или в шикарных почтовых марках, мечтой филателистов, выдаваемых нынче в Донецке на-гора нескончаемым потоком. А марш «Бессмертного полка» — это вам жук начхал? Нееет! Там же чеканило шаг, хромало и даже ехало в инвалидных колясках, ясное дело, с портерами предков, под 30 тысяч дончан.

Но! Люди хотят жить, видеть свою перспективу, хотя бы в цейсовский бинокль, и, чтобы самим ею управлять, хотя бы грубым веслом. Вот и нынче побывал я на мероприятии знаковом. В университете, исторический факультет которого в минувшем тысячелетии выпала честь заканчивать и мне, проходили «Донецкие чтения», международная конференция с авторитетным составом участников.

Ученых лобастых, понятно, пригласили, политиков разного тротилового эквивалента, практиков с опытом фронтовых дискуссий. Мне понравилось в самой динамичной части поучаствовать, в круглом столе «Право, политика и идеология: кризис или возрождение?» И вот тут снова об удивительном. Нормально или нет, когда в нескольких километрах от главного корпуса ДонНУ полномасштабная война шурует своей зловещей кочергой в топку? А тут собрались цивильные люди и размышляют о теоретических вещах в формате академической науки? Не нормально. Не нормально! Но в Донецке — норма жизни.

Руководили общением железно и нежно «добрый» и «злой» ведущий. Вторую жесткую функцию на себя принял обаятельный интеллектуал и видный российский политик Сергей Бабурин, назначив на первый пост профессора Татьяну Мармазову, вице-президента благотворительного Фонда «Юго-Восток». По-джентльменски, конечно. Причем, Бабурин решительно отверг чуждое духу общения слово «модератор». И правильно сделал, есть дивные русские слова, наподобие, «ведущий», «председатель» … Чем худо? Засорили язык попугайским чириканьем, честное слово… Впрочем, об этом другим разом скажем.

Из всего многообразия обозначенных в прифронтовом Донецке мирных тем, мне интересней всего была идеологическая составляющая. Сильна, упруга, перспектива! Упустили мы ее в свое время, братцы. Еще и как! И сейчас далеко не все верно воспринимают место данной категории в повседневной жизни. Между прочим, Сергей Николаевич, который Бабурин, призвал собравшихся представителей ДНР и ЛНР, размышляя о путях развития их республик, избегать ошибок России и Белоруссии. Это только кажется, что рынок все урезонит. Нет! Вот уж верно, недооцени роль идеологии, оглянуться не успеешь, а уже небо марает дым труб Освенцима…

Идеология нового Донбасса, кровью оплатившего священное свое право иметь мнение, какой она должна быть? Понятно, на этом этапе куда как многое не вполне четко, размыто и зыбко даже. Ситуация никак не в стадии выписывания четких образов, грунт на холст и то далеко не везде набросали. Но мыслить об этом пора, и давно пора, терминологию шлифовать, концепции примерять к реалиям, причем, вовсе не обязательно уже готовые. Решительные, бесшаблонные времена, скорее всего, требуют и дерзких форм, тем паче, оригинального содержания. Некоторые не вполне систематизированные, зато честные идеи и ваш автор рискнет изложить. Чего бы и нет? Но поскольку председатель Бабурин требовал от выступавших посматривать на тематику дискуссии, и обязательно отвечать, так кризис тут или возрождение, с того и начну.

Кризис имеется, в нем я не сомневаюсь, его я слышу в рокоте орудий даже в относительно благополучном центре Донецка, и уж, безо всякого сомнения, наблюдаю в развалинах Дебальцево, Зайцево, Иловайска, Песок, Спартака, в жутких лазаретах Горловки. У нас самая грязная форма кризиса. Война у нас идет, ребята, наша Малая Отечественная война. Отличие которой от Великой Отечественной только в масштабах, пока, во всяком случае, пусть Господь хранит… Суть же абсолютно одинаковая: русский человек загнан на грань цивилизационного выбора, где цена ставки — жизнь. Не одна конкретная, а народа, нашего Русского мира.

В войне нет ничего хорошего, уверяю вас, как непосредственный свидетель, даже в самой героической и воспетой поэтами. Кроме одного, как бы не кощунственно это ни звучало, момента. Война рушит вредные иллюзии и очищает пространство от наносного мусора. Открывается простор, на котором можно возвести добротное и уместное идеологическое строение. Если вовремя взяться и не пожалеть труда и мозгов. Если Господь сподобит.

Когда бушевал прошлый глобальный кризис, в 1991 году, когда страна рушилась, прибивая циклопическими глыбами все на свете, мы тогда не вполне уяснили себе весь мрак случившегося. В Донбассе так уж точно. Не готовы оказались, что ли. А может, излишне наивны, доверчивы. Или некогда нам было, потому что на смену по гудку бежали. И на освободившуюся идеологическую площадку тут же поползли смертоносные бациллы, тогда уже непримиримые оппоненты, нынче же — откровенные и непримиримые враги. Стали нам подсовывать свои постулаты, сначала робко, а затем все наглее и решительнее. И ведь, негодяи, как же цинично маскировали гнилое дело под вечные и для всего мира единственные ценности! Орали, что пресса должна быть свободной, но уничтожали любое проявление инакомыслия в СМИ. Как бы, очищали вузы от идеологии, типа, любой, но насаждали центры НАТО и вместо Пушкина и Лермонтова пристраивали в мозги третьесортных диссидентов-рифмоплетов. Даже футбольные трибуны, под вывеской деполитизации, умудрились тихо перековать в рассадник фашиствующих маньяков.

Сейчас в Донбассе вся эта свалка сметена. Или почти вся. Метла кризиса, метла войны сделали свое дело с непримиримой четкостью и нервной раздражительностью. Самый момент возрождаться, здоровые семена сеять, взращивать.

Территория у нас, не спорю, своеобразная, высокие столичные гости отмечали, что парадоксов тут — вагон и маленькая тележка. А я не спорю. Молодцы, что приметили. Сейчас еще несколько штрихов добавлю. Из того, что лично я бы настоятельно рекомендовал вплести в сложное полотно будущей идеологии нашего края.

Например, полагаю, что у нас менталитет людей прогрессивного консерватизма. Технологии передовые, мысли нетривиальные, идеи смелые, образы вызывающие — это нам в радость. Но исключительно, не выходя за рамки традиционных ценностей. А еще это территория русского интернационализма. Да-да, это земля русских, русскоязычных, русскокультурных людей, напоминаю, если кто слепой, как ОБСЕ, и этого до сих пор не заметил. Русских, вне зависимости от национальности. Без православной основы, духовной базы, отцами-дедами сколоченной из фрагментов Креста Спасителя, нам никак нельзя. Смерть нам и поругание в противном случае. Понятно, при полнейшем уважении к традиционным религиям. Но не к сектам и сатанистам в толерантных рясах. К этим мы непримиримы, таких видя, мы суровеем, православными мракобесами становимся, уж не обессудьте и не обижайтесь, если кадилом перецепим яростно, хотя и смиренно. Это с очистительной целью исключительно.

И, кроме того, Донбасс — имперская земля. Представьте себе. Мы же любим, когда все крепко, порядок, чтобы и максимальная справедливость, а к этим идеалам только в Империи и приблизишься. Так было и в Российской Империи, как не парадоксально, и в пришедшей ей на смену Советской Империи было тоже нечто аналогичное, хотя и с поправками. Но как только начинались бесовские либеральные колебания, все — жди беды. Не наш это путь, потому что, из других путеводных карт он, часто и поддельных. Нахально и уверенно заявлю, что в Донбассе живут нормальные, типичные такие имперцы, если даже они не вполне осознанные, а домашние, бытовые. Но боевые же! Ничего, понимание придет, а обильное душевное восприятие уже имеется. Отсюда и устойчивая тенденция к объединению с нашим Имперским материком, тем паче, когда откололись наконец от сомнительного «европейского вектора».

Все обозначенное добро очень неплохо, чтобы вы знали, вписывается в систему ценностей Русского мира. В строчные и межстрочные. Если какое лыко слегка шероховато и укладывается в строку, так это спишем на местную донбасскую специфику, угольную припорошенность, ага! Россия едина, но она и многообразна до невероятности.

Нам, конечно, еще над многим надо поразмыслить, о много задуматься. Самим себе напомнить свою же историю. Славную, заметьте, где не надо придумывать синтетические подвиги и высасывать победы из пальца, как некоторые делают (еще ладно бы палец у них для этого свой был). Нам предстоит обозначить наш великолепный пантеон героев. Четко расставить приоритеты, где наши святыни, где просто приемлемые вещи, а что категорически не подходит нам, смерти подобно. И вот это последнее, гадкое, выбрасывать решительно, от кого бы и в каких конвертах не пребывали сии подлые подношения.

Во время круглого стола, с которого этот материал начинался, выступал Леонид Доброхотов, почтеннейший профессор МГУ. Он сказал примерно так, мол, Донбасс и Россия или вместе выживут, или вместе погибнут. Меня несколько покоробило от концовки фразы, а оказалось, что это специальная заготовка, чтобы публику раззадорить. Леонид Николаевич тут же рубанул, мол, понятно, выживем. И еще раз подчеркнул, что лишь вместе. Не спорю ни секунды. Тут, кстати, мне расхожий образ пришел в голову. Знаете, русский солдат, раненный на поле боя, никогда не скажет «если я вернусь». Он скажет: «Когда я вернусь!» И покажет кулак. Сегодня Русский мир пытаются убить в Донбассе, он даже и ранен, надеюсь, что не тяжело. Перевязка нужна, йод, антибиотики, витамины, каша перловая. А вот когда он вернется, никому мало не покажется. Что вы, силища такая! Это же Россия, и это Донбасс. Русский мир, с ним не забалуешь.

MARMAZOV.RU

Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 18 мая 2016 года

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий