«Зеркало для героя», 1987 год, Свердловская киностудия
Афиша
Режиссер: Владимир Хотиненко
Сценарист: Надежда Кожушаная
Оператор: Евгений Гребнев
Композитор: Борис Петров
Актёры: Сергей Колтаков, Иван Бортник, Борис Галкин, Феликс Степун, Наталья Акимова, Елена Гольянова, Яков Степанов, Виктор Смирнов, Николай Стоцкий, Сергей Паршин, Валентин Аронян, Александр Песков, Михаил Чернобровкин, Денис Цысь, Елена Козлитина, Владимир Алексеев
Что за кино-то?
Главный вопрос, связанный с фильмом «Зеркало для героя», – как алтайские парни, режиссер Владимир Хотиненко и актер Сергей Колтаков, сценарист Надежда Кожушаная (родом с Урала), москвич Иван Бортник, ленинградец Борис Галкин исхитрились создать одну из самых донецких кинокартин? Да, снимали на поселке шахты Абакумова, на Петровке, в Макеевке на Гвардейке, кое-что – в Луганской области. Первая картинка фильма показательна: барельеф, посвященный послевоенному возрождению Донбасса, на пилоне моста через Кальмиус. Затем камера гуляет по набережной, по гастроному «Беларусь», фиксируя для истории виды Донецка середины 1980-х годов. Но и не в этом дело. Скорее, донецкая атмосфера вплетена в исходный материал, в повесть Святослава Рыбаса, ставшую фундаментом для одноименного фильма.
Рыбас родом из Макеевки, и ему ничего не пришлось выдумывать, достаточно было обрисовать то, что он знал и видел. И сделано это было мастерски. Сюжет такой… Два человека из реалий развитого социализма фантастическим образом оказываются в 1949 году, в шахтерском поселке Грушевка (в нем можно узнать многие населенные пункты Донбасса). После войны всего-то 4 года прошло, народ живет трудно, вкалывает на износ, потому что стране нужен уголь. Герои повести вынуждены вписываться в незнакомую им жизнь. Одного из них, который в тех, будущих, временах был горным инженером, буквально на руках носят – квалифицированных кадров-то не хватает. А второй, точнее главный герой, в своем обычном бытии давно оторвавшийся от корней и ставший столичным ученым, иного выхода не имеет, как отправиться в шахтную жуть, в бытовую неустроенность рабочей общаги, в пекло.
Зато он увидел родителей молодыми, а главное – смог переоценить многие их действия и настроения, почувствовать их боль, но и гордую уверенность в высшей правде.
Это крайне коротко о повести, которую рекомендую к прочтению каждому. Но в титрах к фильму указано, что он снят «по мотивам». Если честно, лишь отдельные фрагменты киноленты – буквальные цитаты книги, в целом же – очень-очень по мотивам. По сути, книга и фильм – два совершенно разных произведения, увязанные общими идеями и персонажами. Но! Надо же такому случиться: и то, и то крайне интересно.
Благодатный литературный материал попал в руки режиссера Владимира Хотиненко, который трудился на Свердловской киностудии и, что даже важнее, сценаристу Надежде Кожушаной. Той показалось недостаточным перемещение во времени – в конце концов, этот прием в кинематографе вполне банален. Она придумала, что герои не просто попали в 1949 год, но еще и оказались захлестнуты временной петлей в одном дне – 8 мая (у Рыбаса действие стартует 9 сентября). «Заело время», – ставит диагноз один из героев, и в этом суть. Скажете, что «День сурка»? Соглашусь, с одним уточнением: американцы сняли свое кино в 1993 году – через 6 лет после «Зеркала для героя».
Кожушаная привнесла в действие еще множество точных деталей. А в качестве прообраза отца главного героя (одна из филиграннейших ролей Бориса Галкина) сценарист взяла своего собственного отца. Ей же обязаны появлением в кадре музыканты группы «Наутилус Помпилиус», как раз подбиравшиеся к пику популярности. Забавно и вызывающе раскрашенный Вячеслав Бутусов представил на большом экране свою визитку – «Гудбай, Америка…» и кусочек «Казановы». Так в фильме создавалась атмосфера 1980-х.
Пересказывать фильм, удачные находки съемочной группы, правдоподобные штрихи шахтерского быта – бессмысленная затея. Это кино надо видеть, и неоднократно. Скажу лишь, что попетляв по 1949 году, герои многое для себя открыли. Старший (Иван Бортник) катал себя маленького на мопеде и мечтал взорвать шахту «Пьяную». В будущем, после аварии именно на этой шахте, его посадят, а ведь произошло все потому, что после войны гнали восстановление забоев и не думали о соблюдении технических норм. Попытки убедить руководство закрыть «Пьяную» ни к чему не привели. В ответ прозвучала фраза, ставшая классической: «Через 30 лет другие коммунисты ответят».
Младший и главный персонаж (Сергей Колтаков) общается со своей мамой, беременной. Им беременной! Пересекается с отцом – жестким, но правильным. Словом, если по большому уж счету, то это фильм о долге. Огроменном, выплатить который вряд ли удастся. Нашем с вами долге перед отцами и мамами, дедами и бабушками. Они умели смиренно и безропотно каждый день совершать невероятные подвиги, не рассчитывая на благодарность. А мы – и рады стараться, и не благодарим…
В концовке герои после всяких приключений оказываются в своем времени. 9 мая, праздник в пышном городском парке, который в 1949 году только заложили. И много ветеранов, еще не старых, крепких… Главный герой бежит домой к отцу поздравить его и видит там… себя. Точно такого же и совершенно иного. Как в зеркале, куда не каждый рискнет заглянуть.
Фишка фильма
Когда сценарист фильма Надежда Кожушаная несла режиссеру Владимиру Хотиненко идею временной петли, она очень сомневалась, что тот её примет. Плохо же она его знала! По признанию Хотиненко, у него мурашки по телу побежали. Удачная находка тут же была принята в разработку.
MARMAZOV.RU