Есть у русского человека такая старинная, причем не всегда целесообразная традиция всякого знакомца, даже поверхностного, усаживать с собой за стол, тянуть в родственники, в братья. Причем это касается и простейшего бытового уровня и, что куда любопытней, высокого имперского.
Украинцев это касается в первую очередь, они же с русскими столько лет в одной стране жили, так похожи, что не всякий раз различимы даже, к тому же, преимущественно православные… Некоторое время братская концепция вполне годилась, была всем любезна, давала свои ощутимые и лакомые плоды. Пока из галичанских схронов не выползла бацилла, отравившая отношения, в неокрепшие мозги капнуло вот это — «никогда мы не будем братьями» — засело там, и теперь сложно толковать не только о родстве или совершенно очевидном едином корне народов, а хотя бы о сколько-нибудь терпимых отношениях.
Как все это вышло, да с чьей подачи и при чьем попустительстве — отдельная и не такая простая тема. Сейчас коротко скажу лишь о сути мировоззренческой составляющей, прихватившей сегодня значительную территорию с центром в Киеве. Все дело в том, что для ее носителей и пропагандистов братьев-то и вовсе не бывает. Ни при каких раскладах. Или враги, или хозяева. Враги сегодня рядят русских, даром, что те веками благодетельствовали своих младших, но при этом и равноправных братьев. Хозяева, понятно — западный мир, от которого смотрящим по Украине назначили Польшу.
Что объяснимо. Поляки опытны. Они в прежние времена старательно отрабатывали с украинцами как раз эту схему взаимодействий: хозяин — слуга, пан — холоп. Имеют богатые наработки и методику. Плюс, давние интересы на этих землях, вплоть до возврата в историческое лоно польского города Львов. Но еще Польше, обычно жутко болезненно переживающей различные проигрышные моменты своей истории, не говоря об унижениях, надо как-то самоутвердиться. На ком? Так, на хлопах, конечно…
Ведь вместе со своей большой мечтой о месте в бригаде европейских народов, трудящихся на благо североатлантической цивилизации со штаб-квартирой в Вашингтоне, поляки получили позицию возле, как бы поделикатней сказать, отхожего места, что ли. В том смысле, что рванув за кордон за длинным евро, а лучше твердым фунтом, ясновельможные польские паны нанялись в прислугу, в уборщики и сантехники. Чего-то на руководящие посты в транснациональные компании, в мировые банки их зовут не шибко часто, там своих умников хватает. А в последнее время стали и побивать. Да-да, по физиономии, но и по национальному признаку тоже. Понаехавших, как оказалось, не любят даже в таких филиалах рая, как Лондон или Гамбург, например.
Кроме того, удовлетворяя при помощи украинцев свои национальные амбиции, поляки решают и еще одну прикладную задачу. В самой Польше кто-то должен мусор прибирать, чистить выгребные ямы и за свиньями ходить, пока поляки все тоже самое делают в Западной Европе. Вот тут украинцы пришлись как нельзя более ко двору. Но, разумеется, место им отведено очень определенное — только для прислуги. Заметьте, прислуги у европейской прислуги. Другого не светит. О чем свидетельствует хотя бы даже и просто сравнительная история наших стран.
Скажите, вы много назовете выходцев из Малороссии, Новороссии, а позже УССР, которые стали значительными персонажами российской имперской или общей советской истории? Уверен, здесь места не хватит, чтобы всех перечислить. От братьев Разумовских, канцлеров Безбородко и Кочубея до днепропетровского клана Брежнева и современных активно действующих Валентины Матвиенко и Сергея Глазьева. Так это я тут только нескольких обозначил, управленцев высочайшего уровня, не говоря о военачальниках, писателях, ученых и так далее. Российская империя давала братским народам возможности, равные с русскими, если не большие. И это не только малороссов или белорусов касается, кавказцев, прибалтов тоже, да, собственно, всех народов.
А как с этим вопросам в Польше, много украинцев решало там глобальные вопросы государственного управления? Нарочно, поройтесь в источниках. Конечно, могу ошибиться, но сдается, что крайне мало. Я навскидку вспомнил только один пример, зато показательный. Это наместник Царства Польского, светлейший князь Варшавский, граф, фельдмаршал, герой нескольких выдающихся военных кампаний Иван Паскевич из Полтавы.
Назначен на должность русским императором, когда польские земли находились под российской короной. Потому как для царя полтавчанин Паскевич был точно таким же любимым чадом, верным подданным и значительным членом общества, как всякий русский, финн, немец или татарин, да хоть тот же поляк, любящий и понимающий Россию. Для поляка же украинец может быть только презираемым холопом или, как в случае с Паскевичем, просто приходилось терпеть, смиренно выполнять приказы, или не смиренно, но все одно слушаться, потому что за тем мощь и сияние империи.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 14 сентября 2016 года