«Серые волки», 1993 год, киностудия «Мосфильм»
Афиша
Режиссер: Игорь Гостев
Сценаристы: Александр Лапшин, Игорь Гостев, Сергей Хрущев, Владимир Валуцкий, Валентина Олехнович
Оператор: Владимир Фридкин
Композитор: Андрей Петров
Актёры: Ролан Быков, Александр Белявский, Лев Дуров, Богдан Ступка, Александр Мохов, Александра Захарова, Александр Потапов, Геннадий Сайфулин, Владимир Трошин, Евгений Жариков, Пётр Вельяминов, Виктор Сергачёв, Юрий Стосков, Владимир Самойлов, Юрий Волков, Виктор Шуляковский, Александр Чуйков, Александр Кузьмичёв, Юрий Желудков, Никита Прозоровский-Семёнов, Евгений Быкадоров
Что за кино-то?
Фильм «Серые волки» о том, как снимали с поста Генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева, ваялся в 1992 году, на экраны вышел на следующий год. То есть развалины СССР были тепленькими, а деятели искусств вдруг оказались удивительно смелыми, бичевали советскую систему с присвистом и гиканьем. Работа режиссера Игоря Гостева в этом смысле – классическое произведение своего времени.
С одной стороны, группа талантливых актеров без малого два часа изображает перед зрителем видных партийных и государственных деятелей. Но, с другой, итоговое ощущение – гадкое.
Можно, конечно, частично списать негатив на грим, несовершенный и даже карикатурный. Когда смотришь на длинный нос, приделанный Льву Дурову, чтобы тот смахивал на Анастаса Микояна, гротескные кустистые брови Александра Белявского, исполняющего роль Брежнева (Фокс ему удался поинтересней), и особенно на главного героя, схожего на нечто среднее между Абажем и членом семейки Адамсов (а ведь под маской сидел великий Ролан Быков), не знаешь, смеяться или тужить. Разве что Богдан Ступка в роли шефа КГБ Семичастного не оставляет простора для трактовок. Да, это именно Богдан Ступка, и как раз в роли Семичастного.
Но грим – дело десятое. Собственно, кино – искусство условностей, стопроцентное сходство может и отсутствовать. Другое дело – потуги авторов в направление некой аллегоричности, притянутые за уши параллели, мол, все это волки позорные, и Хрущев, и шайка, которая его сковырнула. В этом конфликте как бы нет того, кто лучше и хуже, обе стороны – хуже. Злобный антисоветский пасквиль, короче говоря, так еще и с преданным заглядыванием в глаза Западу. Во всяком случае, титры даны на русском и английском, что прямой намек: надеемся-де на успех за рубежом, уповаем, хвостиком помахиваем. Обычная практика либерального искусства местного разлива.
Никита Хрущев предстает в образе хрестоматийного лубочного мужичка, который, правда, не только хамоват, но и хитер и безжалостен, когда посягают на его делянку. Но где-то в глубине души он, развенчивая культ личности Сталина, сам мыслит, что если вдруг что-то не по его задумке пойдет, то он всегда может включить режим «усатого» и загнать всех под лавку. Принципиальная ошибка! Для культа личности необходим не только культ, но и собственно личность. А против Сталина Хрущев был хлипок, так еще и не державник, а так – не пойми что. В принципе, то, что партийная элита решила его убрать, – это было на тот момент действие настоятельной необходимости.
Словом, почти все персонажи в фильме насквозь порочны и беспринципны. Если у кого и есть совесть, так это исключительно у безумцев храбрых, которые суют свои наивные конечности в жернова истории. Никакого коренного перелома внести они не могут, так еще и гибнут в 10 случаях из 10. В «Серых волках» таких типажей несколько, но главный – принципиальный капитан КГБ Сорокин, разумеется, сын репрессированного красного командира (Александр Мохов). Он добывает доказательства готовящегося заговора, уходит от погони, причем не куда-то там, а улетает в Мариуполь…
Забавный момент, кстати, такого города при Хрущеве никак не могло быть, на его месте раскинул свои упругие комбинаты Жданов – чугунное Сан-Ремо Советского Союза. Это не единственный ляп в фильме. Скажем, сын Хрущева ездит на «Волге», ГАЗ-24, которая впервые сошла с конвейера через три года после отставки Никиты Сергеевича. А сам генсек слушает магнитофон «Маяк-202», которые начали делать в Киеве в 1974 году. Напрашивается вывод: у партийной верхушки была машина времени, и потому товары народного потребления запросто доставлялись из будущего.
Но вернемся к Сорокину. Из Мариуполя-Жданова он, надо понимать, перебрался на черноморское побережье Кавказа, поближе к Пицунде, где провел свой последний отпуск Хрущев. Поскольку офицеру грозила смертельная опасность, он ничего остроумней не придумал, как найти свою симпатию Марину (Александра Захарова) и втянуть ее в фатальные неприятности. И вот тут наступило время сыграть свою роль настоящему Мариуполю, где снят ряд эпизодов, в том числе сцены любовной страсти на побережье.
Сорокина в конце концов убили. Причем использовали при этом аквалангистов, боевых ныряльщиков, что страшно логично. Это же самый легкий способ… Его досвадебную любовь взорвали вместе с автомобилем «Москвич». Хрущева, кто бы мог подумать, все же сдвинули с трона. Воображаю, если бы он поднял войска Киевского военного округа и двинулся на Москву… Вот это был бы сильный сюжет, да!
Фишка фильма
Среди многочисленных талантов актрисы Александры Захаровой есть один очень важный, который не без удовольствия эксплуатировали многие режиссеры. Она никогда не комплексовала носиться голяком перед камерой. Здесь, на кавказском, а на самом деле – азовском побережье, Александра Марковна блеснула всеми своими дарованиями. Был крупняк топлес плюс еще чуть-чуть в палатке и совсем нагая, в смысле без намека на трусы, пробежка по кромке пляжа. Зачем? Для пущего драматизма, конечно. И потом не забывайте: начало 1990-х – свобода случилась бескрайняя. Каждый получил законное право рассматривать голую Захарову как минимум на экране.
MARMAZOV.RU
Этот гаденький фильм был снят на натовские деньги в Мариуполе. Стыдно было смотреть на жалкие оправдания известных артистов, которых просто купили за тридцать сребренников.На самом деле в нашей истории это единственный акт смены власти, который произошел без кровопролития. Даже экскурсии иностранцев в Кремль никто не отменял во время Октябрьского пленума 1964 года. После этого фильма торговать Родиной стало модно и почетно. Некоторые представители либеральной интеллигенции превратили сие действо в основную профессию — Немцов, Чубайс и иже с ним, Касьянов, Каспаров и далее по литерам. Кстати, современные бомберы организуются, обучаются, кодируются и направляются теми же институциями, что и в начале 90-х. Так, что фильм ценен не как художественное явление, а как веха в разрушении Отечества.
Да! Фильм более, чем сомнителен. Но в данном случае меня интересует место съемки.