Совсем скоро, 8 декабря, исполнится 25 лет с момента, как нас самыми жестокими методами начали учить родину любить. Под родиной, если что, я понимаю СССР. Под методами — самый действенный из них — чтобы человек что-то смог ценить, надо у него это отобрать.
Тройка ликвидаторов
Ну, а сама-то дата знаменитая. День соображения на троих. Заметьте, в ту пору в Союзе проживало без малого 300 миллионов человек. Их-то судьбу и предопределили на многие годы вперед в Беловежской пуще три мужика: крепко пьющий, хитро-желтый и невзрачный. Ничтоже сумняшеся, вынесли СССР приговор. Такая себе чрезвычайная тройка в самой худшей ее трактовке, а уж кровь скольких жертв на ее руках — не измерить никаким мерилом!
Четверть века, доложу вам, это совсем немало. Последние из родившихся в СССР сегодня уже вполне взрослые люди. А мое поколение успело подобраться к возрасту своих родителей. Во всяком случае, моей маме в 1991 году было меньше, чем мне сегодня, а отцу лишь немногим больше.
И вот, представьте себе, даже этих солидных 25 лет не хватило, чтобы понять, осознать и точно ответить себе на вопрос: «Как же мы все это допустили?» Наивные и прекраснодушные, может быть, оказались, избалованные советской, пусть не самой роскошной, но стабильностью? Не исключено. Думали, что быть-то может только лучше. Так еще и доброхоты из-за кордона и, внедренные вовнутрь страны, зудели, что за жизнь такая, ни тебе жвачки, ни туалетной бумаги в изобилии, ни голых девок в телевизоре. Сейчас этого добра завались и что, все счастливы?
Империя мин
Зеркальный, если смотреть на графическое изображение, — 1991-й — получился феноменальным годом. Столько вместил в себя событий, трагедий, надежд (преимущественно, не сбывшихся), циничного обмана и доверчивого верхоглядства, что иные века позавидуют эдакой насыщенности. А еще было несколько мин. Одна, самая большая, радиоуправляемая из-за океана, — разнесла прекраснодушную советскую империю на куски. Другие, с часовым механизмом, продолжают и по сей день рваться то там, то сям. И ведь никто точно не определит, сколько еще взрывов ждет нас впереди.
Что характерно, точный сценарий дальнейшего движения был всем и каждому известен. Только воспринимался, как что-то шуточное… Перестройка-де закончится перестрелкой. Так и вышло! Именно этим перестройка и закончилась, а перестрелка продолжается: Средняя Азия, Кавказ, Приднестровье, теперь вот очередь Киева и Донбасса пришла. Здорово, да? Зато флаг не красный, гербов многообразие и памятники Ленину много где посносили. Правда еще и свобода выбора кое-где появилась: хочешь жить плохо — живи, не хочешь — не живи.
Но уже тогда, в 1991 году, были люди, которые ничего смешного в остротах приписных перестроечных юмористов не видели. К чему все придёт, в конце концов, скажем, на Украине они четко представляли. Пошагово даже, с разбивкой на пункты.
Привет из прошлого века
Попалась мне на глаза листовка «Интердвижения Донбасса» аккурат 25-летней давности. Тогда, в прошлом тысячелетии, я ее обнаружил в почтовом ящике накануне Всеукраинского референдума 1 декабря. Населению УССР предлагали высказаться по поводу Акта о независимости Украины от 24 августа, и, чтобы два раза не ходить, выбрать президента.
Заметьте, УССР все еще формально была частью СССР. Больше того, в помянутом Акте толковалось о независимости, но не о выходе из Союза. Ведь совсем недавно, 17 марта все того же 1991 года, Всесоюзный референдум подавляющим большинством голосов подтвердил желание сохранить Советский Союз, но в виде обновленной федерации суверенных республик. Чувствуете тонкость момента? СССР только освежить! Потом приняли Акт, симулирующий обновленческий процесс, а на самом деле отрывающий Украину от всех остальных, и дальше втюхали населению референдум с хитрой формулировкой, да еще и с голосованием за президента, мол, давайте лучше этим займемся, со страной-де и так все очевидно. Серьезно подозреваю, что окажись в бюллетенях для 1 декабря прямой вопрос о выходе из Союза, итог голосования имел все шансы оказаться иным. Впрочем, это уже из разряда альтернативной истории, которая интересна, но не реальна.
…плюс бандеризация всей страны
Так вот, вернемся к листовке «Интердвижения Донбасса». Ее создатели отчаянно пытались донести до публики свою обоснованную тревогу. Они предсказывали, что последует за референдумом, и требовали сказать решительное «нет»:
Амбициям киевских чиновников и партократов
Развалу экономики
Гражданской войне
Розни между народами
Возрождению бандеровщины
Национализму
Прислушались к ним? Ни в коем случае. Кто-то просто особо не задумался, привыкнув колебаться только вместе с генеральной линией партии, или, как сейчас принято говорить, находиться в мейнстриме. А были, уверен, и те, кто посмеялся, посмотрите, так сказать, на этих деятелей, вот уморы, пугают: война будет, национализм… Откуда у нас это может взяться? Так, а оттуда, откуда и у всех берется… Промелькнуло 25 лет, все давно сбылось. Получилось даже еще страшнее. Чтобы представить некоторые явления современности в 1991 году составителям листовки не хватило изощренности фантазии.
«Только независимая Украина сможет, как равноправный партнер вступать в любое межгосударственное сообщество с соседями, в первую очередь с наиболее близкой нам Россией», — это из обращения Президиума Верховного Совета Украины к народу Украинской ССР накануне референдума 1 декабря 1991 года. Обратили внимание, «любое межгосударственное сообщество»? «Ага, это же обновленный Союз, о котором только и разговоров!» — должен был смекнуть избиратель. Тем более, тут же строчка с «наиболее близкой нам Россией». Конечно, обновленный Союз, что же еще? А вместо этого впарили народу квази-страну, разрушив 8 декабря СССР и заменив его аморфным и непонятным СНГ. Афера века! Россию достаточно уверенно перевели из «наиболее близкой» в самые враждебные и агрессивно лютые. И главное, ничего не попишешь, тут же — на тебе, результаты референдума 1 декабря. О совсем еще свежем выяснении мнений от 17 марта забыли напрочь. Не считается-де все это.
Музыка Чайковского, слова Янаева
Тем более, в августе путч был, Горбачев, запертый в Форосе и все такое. Кстати, вот этот путч, странное действо под музыку Чайковского, тоже значительное событие 1991 года. Судьбоносное и великолепное в своей бездарности. «Взялся за путч, будь смел и могуч», — гласит старинная присказка ГКЧПистов. Какое там могуч с трясущимися-то конечностями Янаева, непотребство одно… Хотели спасти страну, а только подсобили ее врагам, поспособствовали развалу.
Занятно, сейчас, когда итоги минувшей четверти века можно поводить с примерами и бронебойными аргументами, да-да, даже сегодня есть люди, которые размышляют, что все могло бы получиться иначе, лучше, добротней и радостней. Это о той же Украине. Только у власти должны были оказаться другие люди, ответственные и нелживые, да чтобы еще звезды удачно выстроились… Нет, ребята, сегодняшние проблемы заложены в декабре 1991 года.
Это как раз то, что Владимир Путин назвал «главной геополитической катастрофой века». А ведь предупреждали же всех нас самые дальновидные… Но мы им не поверили.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 2 декабря 2016 года