6 апреля 1327 года в авиньонскую церковь Санта-Клара зашел поэт, увидел там даму, и пропал. В переносном смысле пропал, разумеется. Влюбился сходу и безнадежно. Это был Франческо Петрарка, а женщину звали Лаурой.
Прелесть их истории заключается в том, что в ней множество не подлежащих проверке фактов, наверняка, за века и напридумано было много всякого. К тому же, любовь у Петрарки и Лауры вышла странноватой, если смотреть на ее с точки зрения рядового обывателя.
Они и виделись-то всего несколько раз. Поэт строчил восторженные сонеты, чем и прославился, а заодно и увековечил в веках образ прекраснейшей на его взгляд дамы. Что не мешало Лауре быть глубоко замужней матроной твердых устоев, родить своему супругу 11 детей… Петрарка тоже не сковывал себя телесным воздержанием. Но тут-то главное было другое!
Если бы даже Лауры и не существовало вовсе (а и такая версия иногда мелькает в исследованиях дотошных скептиков), ее стоило бы придумать, чтобы она вдохновляла Петрарку. Не знаю, как уж они там поглядывали друг на друга издали, о чем на самом деле вздыхали, но благодарному человечеству яростное и лютое чувство этих двоих оставило множество дивных стихов.
Вот, например:
«На жизнь донны Лауры
И эта царственность, и скромность эта,
И простодушье рядом с глубиной,
И зрелость, небывалая весной,
И ум, и жар сердечного привета –
Все чудеса счастливая планета
Соединила в женщине одной,
И, чтоб восславить облик неземной,
Достойного не сыщется поэта.
В ней пылкость с благонравьем не в контрасте,
Как с прирождённой красотой наряд,
Без слов её поступки говорят.
А этот взор! В его всесильной власти
Днём тьму, а ночью солнце породить,
Смех в горечь, слёзы в сладость превратить».
Не прелесть ли? А все Лаура, это ей было дано великое дарование взбудоражить творческую душу Петрарки. В конце концов, мужчины все делают для женщин и из-за женщин. Петрарке вот только взгляда Лауры хватило на целую жизнь, бурлящую энергией и рифмами. Повезло, конечно…
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 5 апреля 2017 года