Ежедневно совершаю прогулки по своему родному Донецку. Взял себе такое правило. Чтобы не бегом, когда по делу, а именно, чтобы неспешно, глазея по сторонам и прислушиваясь к своим эмоциям. Делаю это не без удовольствия, как вы догадываетесь.
Да, стреляют, конечно. Причем в последние дни «минский процесс» гремит изрядно, пуще прежнего. Но к канонаде, разумеется, если не находишься в эпицентре обстрела, оказывается, можно и привыкнуть. Не замечать, ясное дело, не получится. Но констатировать с определенным спокойствием — это дончане уже научились. Даже дети деловито рассуждают, слушая «бахи», к нам это или ответка пошла. Мда… Воюющий город, тут ничего не попишешь.
Зато что за радость быть у себя дома. И в квартире тоже, но и в большом смысле — ДОМА. Причем, находясь с ним в какой-то даже гармонии, во всяком случае, абсолютно не диссонируя. Понятно, что за годы нашей Малой Отечественной войны Донецк прилично изменился. Если кто-то вам скажет, что тут, куда голову не поверни, увидишь одни сплошные поводы для беззаботного ликования — смело ловите его на вранье. Не бывал он в Донецке, как минимум, давно. Напротив, у нас нынче хватает от чего впасть в переживания, взгрустнуть, разозлиться, желваками заиграть. Так, а правда жизни такая — не только пироги, да пиво. Особенно, когда твой город системно стараются убить. Но вот, с чем у дончан теперь точно все в порядке, так это с полным и безоговорочным ощущением этой самой правды бытия. В самых разных ее проявлениях.
Донецк очень четко расставил акценты и обозначил приоритеты. У нас сегодня все исключительно настоящее. И плюсы, и минусы. Если радость, так искренняя и не по разнарядке. А уж какие отборные у нас проблемы, шикарные, колерованные — закачаешься!
Тем не менее вдруг выяснилось, что ощущение подлинности происходящего — это важно. Для меня, во всяком случае. Но, полагаю, что и многие земляки меня в том поддержат. Знаете, синтетический материал может быть и красивее, и долговечнее, и обладать уймой важных качеств. А деревянный брус неказист, зато он настоящий. Рукой проведи, непременно почувствуешь его гордую шероховатость и человеколюбивое тепло. Это я для примера, для наглядности привел иллюстрацию, чтобы чувства мои понятней были. Дончане как никто теперь умеют ценить настоящее, доброе и справедливое. Настоящее!
На прошлой неделе повезло оказаться в донецком драматическом театре имени Артема (кстати, имя у него незадолго до войны технично декоммунизировали, надо бы вернуть на место, так считаю) на творческом вечере одного из любимейших моих актеров Александра Михайлова. Того самого, который «Любовь и голуби», «Мужики», «Одиноким предоставляется общежитие» и почему-то явно недостаточно оцененный публикой «Очарованный странник». Сидел в зале, где не было ни единого пустого места, как раз вот об этом и размышлял, о подлинности и фальши. В Донецк сейчас из творческих людей не всякий приедет. Только настоящие, талантливые и со стержнем. Лицедей с претензией Константин Райкин, скажем, не приедет. Его и не ждет никто, зачем нам такое надо? А вот большой и подлинно народный артист Михайлов приехал, и ему рады.
Два часа шло общение Александра Яковлевича со зрителями, а ощущение, что время мелькнуло незаметно. Потому, что неподдельное искусство и внимание самой высокой пробы. Был и совершенно особенный момент. Михайлов, и так статный, вдруг как-то особенно собрался, подтянулся и запел «От героев былых времен…» Зал встал, причем здесь затертый некогда штамп «в едином порыве» был уместен и естественен. Пели вместе с артистом, сжимая кулаки и борясь с предательским комком в горле. Для дончан герои былых времен давно и окончательно материализовались в героях нашего времени. Часто и безымянных, и не слишком жалованных наградами. Но от того не менее реальных и естественных, правильных для справедливой войны за свою землю.
Донбасс ведь почему взялся за оружие? Потому, что в местном характере есть интересная черта. Категорически не умеют тут толком лгать. Не оттого, что слишком какие-то правильные, упаси Господь, просто бездарны в этом направление человеческой деятельности. Так уж вышло. Дончанин врет в крайнем случае, причем неуклюже и так, что сразу видно. Да еще и гибкости не хватает нам катастрофически. Для экстремального производства, армии и даже в какой-то мере бизнеса — это полезные качества, между прочим. Для политики — смех один. Потому из наших краев сплошь и рядом выходили управленцы, способные переломить любой кризис через колено, бойцы, непременно выполняющие приказ, любой ценой, но никак не политики. Никита Хрущев, скажем, ну вот какой из него политик? Стыдоба!
И вот представьте себе компактно проживающих несколько миллионов человек, часто прямолинейных, зато сильных и способных на принятие решения, которым много лет какую-то ерунду старательно рассказывали. Типа, что никакая не русская земля этот Донбасс. И вообще он весь такой дотационный, никому не нужный, что Украина одолжение ему делает, кормит, милостиво поучает. И что, например, опасный графоман Василий Стус — гений и страдалец за высокие идеи, а пройдоха и убийца Степан Бандера, считай, святой, никак не меньше. И… Собственно, и так далее, и тому подобное, все вы прекрасно знаете дежурный набор независимых от здравого смысла киевских глупостей. Но когда это выглядело, как глухое бубнение издалека или ползучее, но хотя бы без стрельбы, навязывание украинской синтетики, в Донбассе удивлялись, чувствовали себя неуютно, но особо остро не реагировали. А вот, когда ложь трансформировали в самые натуральные снаряды и двинули на мирные поселки танки, тут уж сдерживаться стало невозможно.
Вне своей естественной, годами выпестованной среды, дончанину невыносимо. И не надо на нее покушаться, ответ будет честный и прямой, хотя и грубый. Вот почему можно наблюдать удивительную ситуацию. Оставшимся в Донецке под обстрелами и с вполне туманными перспективами, уютней, чем тем, кто уехал, допустим, в Киев или в какую-нибудь Винницу, даже вполне финансово упакованным. Там они чужие, хоть укутайся в три слоя желто-голубого ситца. Но и здесь уже не свои. Многие, во всяком случае… Трагедия, в принципе. Даже и пожалел бы их по-доброму, просто не хочу. Многие, между прочим, так на чужбине и останутся навсегда без душевного покоя и правильного понимания, что же на самом деле произошло.
А знаете, какой первый вопрос, после обычных приветствий, задают знакомцы, оставшиеся в Донбассе, но временно попавшие под порошенковско-турчиновскую оккупацию, когда мы созваниваемся? Такой: «Вы скоро нас обратно заберете? Сил же нет это терпеть». Казалось бы, но они же дома остались, в своих городах и поселках. В чем дело? Так, а им привезли чужое, ложное и противоестественное, как колесо хуторской брички, привязанное к угольному комбайну. Беда с доставкой на дом! Так ведь и будут маяться, пока не вернутся в свое нормальное, натуральное, обычное донецкое состояние, когда точно знаешь, что есть, конечно, места и красивее, и богаче, а вот лучше — такого, извините, не бывает.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 2 ноября 2016 года
В августе 1988 я совершенно случайно попал в Ялтинский пансионат имени Мориса Тореза. И сразу попал в культурный водоворот — в пансионате случился творческий вечер Александра Михайлова. Нас попросили помочь разгрузить концертную аппаратуру. И во время этого процесса лоб в лоб столкнулись два хороших человека: я и Михайлов. Александр, не теряя гвардейской выправки, стрельнул у меня сигарету. Трое моих товарищей таскали неподъёмные музыкальные колонки и прочие концертные тяжести, я же был занят курением с артистом. Потом был замечательный концерт с чтением стихов и прозы, с просмотром видеоэпизодов из фильмов Александра, киношные байки в дозволенном формате, подробности из жизни знаменитых актёров, песни под гитару в его же исполнении. Что бросилось в глаза на концерте: Михайлов был крайне внимателен к слушателям, отвечал абсолютно на все вопросы, даже глуповатые. О коллегах по кино только хорошее и смешное. Как класс отсутствовали напыщенность и осознание себя великим, наоборот, казалось что Михайлов несколько даже стесняется своего статуса кинозвезды. За приезд в Донецк Александру Михайлову низкий поклон и спасибо.
Его концерт проходил в театре, зал был битком забит. И все на одном дыхание воспринималось. Очень здорово и душевно. Так и человек прекрасный, видно же.