Два года тому назад вашему автору посчастливилось побывать на юбилее выдающегося советского футболиста, человека из моего болельщицкого детства Александра Чивадзе. Собственно, рассказ как раз об этом.
Надо было исколесить половину мира, чтобы только сейчас добраться до Грузии, страны, близкой территориально, ментально, футбольно.
Значит, так Господь сподобил, чтобы моя встреча с этими, чего уж там скромничать, чудесными местами случилась лишь теперь. Причем совпало все так удачно, что мой визит в Тбилиси выпал на празднование 60-летия Александра Чивадзе. А для меня, мальчишки 1980-х годов, это не то что имя в футболе, это имище! Многолетний капитан сборной СССР и тбилисского «Динамо», один из самых почитаемых мною исполнителей (играющих вне «Шахтера», разумеется). Словом, если и были какие-то незначительные колебания в смысле «ехать – не ехать», то возможность вот так, запросто, познакомиться и пообщаться с Чивадзе отметала их, как щетка-сметка стружку с токарного станка.
Важный момент, в Тбилиси я ехал не просто принесенным ветром перекати-полем, а по приглашению одного из авторитетов современного грузинского футбола, президента ФК «Гагра» (обладатель Кубка Грузии – 2011, если кто не знает) Бесо Чихрадзе. Рядом с ним сложно скучать. Куда бы нас ни занесло, а поколесили по стране мы достаточно, включая отдаленные горные районы, непременно найдется человек, который его узнает, скажет: «О! Бесо!» И тут же открываются все двери, снимаются проблемы, накрываются столы, льются вина… Правда, вынужден сказать, в этом есть и некоторая сложность. Угощают так искренне и обаятельно, что отказаться решительно невозможно. Мне вообще удивительно, что при таком феноменальном хлебосольстве в Грузии иной раз попадаются худые люди. Представляю, каково им держаться…
С Бесо мы постоянно спорим на политические темы, являемся отчаянными оппонентами, что вовсе не мешает нам дружить. И даже придает общению определенную остроту. Никогда, скорее всего, мы друг друга ни в чем не переубедим. Зато что касается футбола, тут наши взгляды совпадают куда чаще. Что, конечно же, очень здорово.
Из аэропорта вашего автора прямым ходом, даже без заезда в гостиницу, занесло в ресторан «Фаэтони». Оказалось, что сейчас я буду ужинать в любопытной компании. На минуточку: Александр Чивадзе, Владимир Гуцаев, Валерий Газзаев. Одно только сочетание этих феноменальных футбольных имен уже как лакомое блюдо. А беседа старых футбольных товарищей, воспоминания, «горбыли», подколки – это круче любого деликатеса. Сиди тихонечко и наслаждайся.
Впрочем, стол был тоже изряден, хозяин духана Джумбер Беридзе, бывший солист ансамбля Сухишвили, аристократичный и изысканный, лично присматривал за приемом дорогих гостей и весьма квалифицированно поддерживал футбольную беседу. Забавным получился сам момент знакомства с шефом «Фаэтони». Узнав, что я прибыл из Москвы, он отрекомендовался: «Джумбер. Бывший коммунист. Высшее образование». Я заметил, что коммунистов бывших не бывает, и мы как-то сразу расположились друг к другу.
Прибытие Александра Чивадзе напомнило мне о Василии Уткине. В данном случае я не о масштабе личности толкую, о другом. Как-то мне попалась статья Васи, где он интересный образ выводил. Уткин по этой части вообще большой мастак. Так вот рисовал он примерно следующее: мол, значительный игрок или тренер для всех нас, простых смертных, топтавших газон только в студенческих соревнованиях, но не в топ-матчах, всегда остается античным героем. Типа, вышел за молоком, а там в очереди стоит Геркулес, только слегка располневший, как бы ушедший на покой. Не уверен в стопроцентной точности передачи слов Уткина, но смысл именно такой. Красиво придумал, чего уж там… Так вот для меня появление Чивадзе примерно таким и оказалось.
Былинный богатырь, Илья Муромец, например, или Добрыня Никитич, вышел прямиком из эпоса, чтобы посидеть с нами за столом, выпить стаканчик легкого вина и рассказать несколько уникальных историй. Кстати, в отличие от уткинского Геркулеса, Чивадзе пребывает в отменной форме. Подтянут, свеж, энергичен. Разве что одни из самых знаменитых усов Советского Союза стали совсем белыми. Я Александру Габриэловичу рассказал, как я его воспринимаю, и историю с Геркулесом и Ильей Муромцем тоже привел для наглядности. Он засмеялся, но оспаривать идею не стал.
Зато вежливо осведомился, что я за персонаж, да откуда взялся, да какого года рождения. Последнее важно, между прочим. Понятно должно быть собеседнику, что и когда я видел на поле, о чем суждение имею или иметь не могу в принципе. Услышав о моей работе в донецком «Шахтере», Чивадзе оживился, перечислил чуть ли не всех игроков из состава нашей команды в конце 1970-х – начале 1980-х. Расстроился, что нескольких «горняков» той очень, с гордостью скажу, могучей и уважаемой команды уже нет с нами. Отдельно вспомнили Владимира Салькова.
Оказалось, что в 1985 году тот сыграл определенную роль в судьбе Чивадзе. «Динамо» встречалось с «Торпедо» на его поле. В одном из эпизодов, ближе к концу матча, мяч вышел за кромку от москвича, а пока динамовский игрок шел, чтобы ввести в игру, один из торпедовцев его опередил, запустил мяч в поле. Грузинские футболисты просто стояли, понимая, что это явная ошибка. Но «Торпедо» забило гол, судья его засчитал! На возмущение «Динамо» не обратил никакого внимания. От досады Чивадзе, возобновляя игру с центра поля, так пробил по рефери мячом, что свалил того с ног. Хулиганство, конечно, но объяснимое…
С трибуны же игру наблюдал Сальков. Экс-наставник «Шахтера» и «Торпедо» в то время трудился тренером сборной СССР. Чуть позже, в конце сезона, когда дело дошло до традиционного определения 33 лучших, он сказал свое веское слово. Чивадзе-де не заслуживает быть на первой позиции, ему отвели № 2. Кроме этого раза, с 1979 по 1986 год, Александр Габриэлович еще 7 раз входил в список 33 лучших, всегда под № 1. И так достижение, доложу вам, солиднейшее. Но если бы все 8, да на первой строчке – это шикарно и престижно.
Вообще, я обожаю, когда маститые футболисты досадуют по поводу трофеев, которые не получили многие десятилетия тому назад. Казалось бы, 30 лет минуло с того злополучного матча, а Чивадзе все помнит и даже как бы до сих пор расстраивается. И это при его-то обилии титулов и званий. Считаю, что все верно, только таким и может быть большой спортсмен. Или ты чемпион по духу, хочешь завоевать все и немедленно, или нечего тебе делать в футболе – бутсы на гвоздь и забивай «козла» с мужиками во дворе.
Пока беседовали, к нам присоединились Валерий Газзаев и Владимир Гуцаев. Стали вспоминать соратников, кто сейчас где, из запасов молодости, понятно, всякие байки достали. Скажем, вспомнили, как Тенгиз Сулаквелидзе во время какого-то выезда открывал о гостиничную тумбочку лимонад, оставил царапины, понятно. К нему с претензией: платите 36 рублей (не такие и маленькие деньги по советским временам). Он дал 40, поинтересовался, его ли теперь тумбочка? Горничная прохихикала что-то в стиле – да, можете в Тбилиси увезти. Сулаквелидзе взял ее и на балкон – расфигачил в дребезги. Не горничную, разумеется, а тумбочку.
По ходу беседы выяснилось, что к Тбилиси уже подъезжает еще один почетный гость предстоящего праздника – Хорен Оганесян. Чивадзе тут же вспомнил случай, как после одного из матчей сборной он и Оганесян задержались в Москве. Причем Хорену предстоял «разбор полетов». На следующий день в гостинице должны были собраться видные представители армянского землячества в Москве и заслушать, так сказать, доклад товарища Оганесяна о том, как он играет. Возможно, были какие-то претензии.
Интересная, согласитесь, форма работы с футболистом… Точнее, не просто с футболистом, а с гордостью республики. Оганесян стал просить Чивадзе, чтобы и он тоже поприсутствовал, для поддержки. Тому не хотелось, конечно, но в конце концов согласился. В условленное время собрались почтенные армяне и капитан тбилисского «Динамо». Хорен начал свою речь, первые минут пять говорил по-русски, чтобы и Чивадзе тоже понимал, но потом забылся, перешел на армянский и так вещал добрые 40 минут. «Так ведь?» – обратился символ «Арарата» к Чивадзе в конце выступления. «А я знаю?» – честно ответил динамовец.
Надо сказать, что армяне и грузины все время друг друга подначивают, служат друг для друга дивным поводом повеселиться и состряпать анекдот. Но при этом часто дружат, и очень крепко. Во всяком случае, на юбилее Чивадзе Оганесян был одним из самых дорогих гостей. Я с удовольствием пересекся с ним, пожал руку этому незаурядному человеку и футболисту.
При этом вспомнилось: когда «Шахтер» играл в еврокубках с «Пюником», Оганесян очень гостеприимно встречал дончан в Ереване. Как-то, общаясь с представителями нашей административной группы, он так расположился, что предложил попробовать какой-то супер-пупер-раритетный коньяк. Тот трепет, с которым Хорен преподносил напиток, недвусмысленно намекал, что эта жидкость и редкостна, и невероятно ценна. А в «Шахтере» в ту пору трудился на посту международного секретаря Сергей Бурлака, старый панк, типаж прямой и добродушный. Увидев бокал с янтарным содержимым, он привычной рукой ливанул туда колы. Оганесяна чуть удар не хватил. Для него это был акт вандализма. Как по «Джоконде» наждачной бумагой пройтись. Еле успокоили человека…
С Валерием Газзаевым мы встречались неоднократно, он ведь не так давно в киевском «Динамо» работал. А потом в Израиле виделись на Объединенном турнире. Но я его знал хорошо, насколько это возможно. Он меня тоже очень хорошо знал, но лишь в лицо. В Тбилиси мы освежили и усугубили знакомство и пообщались на темы обоюдоинтересные. Валерия Георгиевича сильно интересует ситуация в украинском футболе. Понятное дело, душа болит. Тем более что последние годы он оттачивал концепцию совместного чемпионата… Мда, вот ведь как бывает. Совсем недавно дискутировали об этом как о чем-то совершенно реальном. Не самом простом для реализации, но ведь реальном. И очень заманчивом. 5 миллиардов «газпромовских» долларов на первые 5 лет турнира, плюс повышение уровня состязаний, а значит, интереса к ним публики, рекламодателей – очень перспективно и круто. Но теперь эта тема далека, как Туманность Андромеды. Украине сейчас вообще сохранить бы футбол, да и обрывки страны тоже.
Так что, видимо, придется Газзаеву свой талант исключительно на российских просторах применять. Как раз на нашу встречу пришлось подведение итогов опроса «Спорт-экспресса», кого читатели (они же и болельщики) хотели бы видеть на посту главы РФС. Валерий Георгиевич победил с большим отрывом, что, понятно, добавляет ему вистов. Да и просто приятно… А что? Авторитетный специалист, то, что он делал на посту директора Объединенной футбольной лиги, всегда смотрелось очень конструктивно, плюс связи, плюс команда единомышленников… Словом, очень даже не удивлюсь, если он окажется на обозначенном посту… Пока жевали шашлык и кинзу, успели обменяться мнениями, в том смысле, что, если у российских борцов в руководстве спортсмены высокого уровня, понимающие внутреннюю кухню, так парни и медали на всех турнирах регулярно лопатой гребут. Ну, как бы намек понятен. Вот, кстати, еще одни примечательные усы, которые вполне могут обрести всероссийское футбольное значение…
Сколь ни приятными были эти посиделки, пришлось сворачиваться пораньше. На следующий день юбиляру предстояла нагрузка. Да и гостям тоже пристало смотреться молодцами, источать свежесть и оптимизм. Так что оставалось посмотреть на ночной Тбилиси с балкона зависшей над рекой и вечностью гостиницы – и баиньки…
Мне как-то раньше не доводилось бывать на аутентичных кавказских юбилеях. Тем паче футбольных. Скажу прямо, явление занятное, специфическое. В частности, это касается женской части. Чем именно касается, чуть позже поясню.
Празднование 60-летия Александра Чивадзе состояло из двух таймов. Сначала гости собрались в Доме кино, чтобы отдать должное работе публицистов-документалистов, собравших ленту о виновнике торжества. Чивадзе лично встречал каждого у входа. Привычные в таких случаях на Кавказе объятия, поцелуи (полагаю, что у нас, у славян, прижившийся в последнее время обычай обнимать близких друзей и тереться щекой о щеку происходит именно из тех краев), короткие фразы о здоровье и успехах. Временами было очевидно, что гости еще кого-то с собой притащили, знакомят с хозяином празднества. То есть кое-кого юбиляр видел впервые в жизни. Но обращался, как с бесценным и долгожданным другом. Мне было проще, меня Чивадзе видел уже второй раз! Кино смотреть прибыли исключительно мужчины. Это к вопросу о женщинах…
Можно было бы предположить, что дамы подтянутся к банкету. Ничего подобного! Правда, несколько женщин было, возможно, родственницы… Но в мужском море они оказывались почти незаметны. Зато всяких важных грузинских «батоно» собралось – уйма. Бесо Чихрадзе то и дело меня с кем-то знакомил: это-де олимпийский чемпион, а это министр, бывший или будущий… Не стану врать, запомнил не всех. Стыдно, конечно. Но, уверен, и они меня тоже не все занесли в чертоги своей памяти. Впрочем, у всех у нас теперь есть возможность, если вдруг судьба где-то сведет, сказать: «А! Как же! Помню, мы же встречались на 60-летии Чивадзе». И сразу станем ближе и роднее. Потому что подразумевается, что на таких мероприятиях случайных людей не бывает. Я имею в виду совсем-совсем случайных.
Торжество протекало в банкетном зале в престижном районе Тбилиси, рядом с патриаршей резиденцией и хрустальным мостом, по которому еще недавно проходили звенящие грузинские реформы, но теперь, как вздыхают местные, все пошло иначе. Что именно, да куда пошло и почему, никто как следует не понимает, но на всякий случай власть ругают и прежнюю, и действующую. С интересом послушал в кулуарах рассуждения о том, что нынешний министр энергетики Грузии Кахабер Карлович Каладзе вполне может стать премьер-министром. Да, это тот самый Каха Каладзе, который очень неплохо выступал в «Динамо» (Киев), в «Милане» и «Дженоа». А что? Знаю я страны, которыми руководят клинические психи и открытые иностранные шпионы. А тут отличный футболист, приличный парень, так чего бы и нет? Совладает, будьте уверены.
С несказанным удовольствием увидел среди приглашенных Темура Циклаури. Кто не помнит, это лидер ВИА «Иверия», на чьих телевизионных мюзиклах «Свадьба соек» и «Арго» выросло, например, мое поколение. Сейчас это седовласый респектабельный джентльмен, впрочем, очень приятный и открытый к общению. Надо же, кого только не встретишь на одном дне рождения. Ну, так это Грузия, там так заведено.
Вскользь скажу, что само застолье протекало в несколько непривычном для меня формате. Это когда столов множество, все за ними темпераментно разговаривают, шум приличный, вплоть до гама. Только опытный тамада повышенной громкости в состоянии время от времени мобилизовать внимание всего зала, чтобы выпить полагающиеся тосты (их перечень – это нечто особенное, сакральное для всякого грузина), сказать добрые слова юбиляру.
Александр Габриэлович при этом еще как-то исхитрялся ловко сновать между столами, перекидываться с кем-то фразами, хлопотать, чтобы гостям было комфортно, руководить процессом. В этом хаотичном для неопытного глаза движении отдельные персонажи урывали момент, чтобы сказать виновнику торжества что-то личное или сувенир вручить. В принципе, стало быстро понятно, что, если я намерен подарить Чивадзе то, что привез с собой, надо события форсировать. Начнешь пережидать всех выступающих, так можно и вообще никогда не уехать из Тбилиси.
А хотелось мне вручить одному из достойнейших игроков советской школы символический подарок. Клубную футболку «Шахтера» с номером 60 и фамилией Чивадзе. Наверное, не самый оригинальный презент. Такое практикуется нередко. Но от души. И… Это была такая себе чисто болельщицкая попытка приобщить легендарного капитана сборной СССР к истории донецкой команды. Пусть в таком варианте. Впрочем, сейчас раскрою мелкий секрет. Футболка не так и проста. Не думаю, что где-то еще есть такая же. Не-е-е, точно нет!
Собственно, футболку я привез с собой в Москву, когда завершил работать в «Шахтере». Засобиравшись на юбилей, разумеется, стал размышлять, где бы нанести уместные случаю цифры и буквы на тыльную часть. Сделано это было в фан-шопе на «Открытие Арене». Благо с некоторых пор в «Спартаке» трудится мой старый товарищ, бывший директор «Донбасс Арены» Александр Атаманенко. Он посодействовал, чтобы нанесение сделали без эмблем московского клуба. Можно было бы ромбы и оставить, конечно, это бы сделало футболку еще более уникальной. Но нелепой. Все же эмблема «Шахтера» на груди и «Спартака» на спине – это слишком. Даже для грузинского застолья. Тем не менее теперь у Чивадзе в коллекции экипировка «Шахтера» с, как ни крути, спартаковскими буквами и цифрами.
Вручение сувенира случилось в водовороте банкетных событий. Александр Габриэлович с интересом и улыбкой принял футболку. Я сказал поздравительные слова. Для меня это честь.
Накануне, во время неформального общения, Газзаев сказал, что, по его мнению, из всех защитников, которых он в своей жизни видел, лучшими были Александр Чивадзе и Вагиз Хидиятуллин. Такая оценка дорогого стоит, считаю.
А еще по ходу празднования юбилея гости частенько говорили о предстоящем в этом году глобальном футбольном событии. Прямо там, в Грузии, в Тбилиси. Речь о Суперкубке УЕФА. Отличный случай для футбольной тусовки собраться на благословенной земле, где умеют играть в мяч, радоваться жизни, дружить. Уверен, желающих будет множество. Футбольному люду только дай повод.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован блогом «Стильный оранжевый ватник» на платформе «Советского спорта» 13 мая 2015 года