«Внезапный выброс», 1983 год, киностудия имени Довженко
Афиша
Режиссер: Борис Ивченко
Сценарист: Георгий Шевченко
Оператор: Николай Кудрявцев
Композитор: Игорь Ключарёв
Актёры: Лесь Сердюк, Любовь Румянцева, Всеволод Гаврилов, Александр Соловьёв, Елена Антонова, Раиса Куркина, Анатолий Барчук, Владимир Носик, Александр Денисенко, Владимир Шакало
Что за кино-то?
Первая горноспасательная станция была создана в Макеевке в 1907 году. А теперь попробуйте забыть этот факт. У меня не получилось. Как проникла в меня информация из фильма «Внезапный выброс», так и засела в памяти. В самом начале картины, снятой в 1983 году на киностудии им. Довженко, несколько человек из горноспасательного отряда приехали в детский дом (больше похожий на пионерлагерь на Азовском побережье) рассказать о своей работе.
Собственно, будь в фильме только эта важная ссылка на историю, труды праведные по созданию ленты уже можно было бы считать целесообразными. По счастью, там и прочих небезынтересных моментов в достатке. Суровой, далекой от лакированных паркетов, буднично-героической, под стать ее героям – горноспасателям, получилась картина. Съемки велись на шахтах «Трудовская», «Социалистический Донбасс». Иногда создается впечатление, что это не игровое кино, а документальное.
Не стану спорить, что специалисты смогут без напряжения обнаружить в постановке режиссера Бориса Ивченко ряд несоответствий действительности. Но не в том суть. Главное – это жесткое и прямое утверждение, что шахтерский труд – штука опасная. И коварные выработки могут нанести смертельный, все испепеляющий удар в любую секунду. А если вдруг пришла беда, то на выручку бросятся только части ВГСЧ. Работа у них такая: вынимать людей из пекла. Обычная донбасская профессия.
В главной роли командира горноспасательного отряда фигурирует Александр Александрович (Лесь) Сердюк. Невзирая на его типаж и имя-фамилию, это харьковский актер. Джентльмен вызывающе мужественной внешности, черты лица вырезаны грубыми, но ювелирными инструментами. Образ не без успеха использовался советским кинематографом, где на счету Сердюка 8 десятков ролей, причем, часто и густо, в военной форме или исторических одеяниях. Дай мне волю, я бы его и в перьях вождя гуронов снял, было бы сильно, но, к сожалению (а скорее, к счастью), не сподобил меня Создатель быть режиссером. Да и отличного профи Леся Сердюка уже несколько лет нет с нами.
Его персонаж, как и полагается в подобных случаях, переживает сложный период не только на службе, но и в личной жизни. Он совсем недавно назначен на ответственный и, если честно, расстрельный пост. Самое же печальное, что его единственный сын, который даже в мелочах старался походить на отца, тоже трудился горноспасателем и погиб, вытаскивая из-под завала шахтера. Александр Тригорин (так Сердюка зовут по фильму) пытается жить дальше, успокаивает жену и даже намекает на усыновление паренька из детдома. А супруга психует, выдвигает несусветные претензии мужу, типа, ты же живой, а сына нет. Нормально, да?
Но беда подкрадывается оттуда, откуда в кино ее ждешь ежеминутно. На одной из шахт Донбасса случилось название кинокартины. В смысле «внезапный выброс». Под завалом оказалась группа горняков, а в сразу ставшим тесным и скудным шахтном дворе – толпа метущейся родни добытчиков угля. Со своим абсолютно естественным ужасом ожидания приговора. Все думают о самом страшном, но надеются на лучшее и уповают, понятно дело, только на Господа и на горноспасателей.
Жена Тригорина, которая в частной жизни мозг ему сушит, что хороший японский фен, в экстремальной ситуации прозревает, летит к начальству, просит не пускать супруга в эпицентр, тот-де смерти ищет. Но центральный образ повествования – парень вовсе не хлипкий. Он (не без оснований) полагает, что находится тут, чтобы людей спасать, а не гибнуть почем зря.
К заваленным горнякам рвутся любыми методами, в том числе и исключительно рискованными. Тут есть некая перекличка с фильмом «Восемь дней надежды», который был снят в Донецке и вышел на экраны, считай, в это же время. Естественно, в пиковый момент командир отряда отправляется на прорыв…
Параллельно мелькают жизни. Один из респираторщиков в исполнении Александра Соловьева (в том же году он сыграл конокрада Красавчика в знаменитом «Зеленом фургоне») строит персональную судьбу. К нему приезжает славная девушка из Ялты, которая даже сдружилась с его мамой, помпезной шахтной библиотекаршей. Но слабина, которую типаж Соловьева дал в момент «Ч», поставила категорический крест на его карьере горноспасателя. Это точно не профессия, где можно труса праздновать. От действий одного зависит жизнь всех.
Наступил эпизод, где, можно подумать, героя Сердюка завалило. Я по-зрительски уже расстроился. Но нет, команда вытащила его на поверхность. И была мне радость. Спасибо режиссеру за мудрое решение. А главное – спасибо всем, кто поднялся на-гора живыми.
Фишка фильма
В киноленте упоминается имя Николая Черницына, человека незаурядного и героического, хотя и незаслуженно мало жалованного вниманием. Инженер, политкаторжанин, дерзкий просветитель, он один из тех, кто стоял у истоков горноспасательного дела в Донбассе. Первым стал изучать причины выбросов рудничного газа, суммировал накопившиеся знания, написал 25 научных статей наподобие «Условия взрываемости каменноугольной пыли», «О нижнем пределе взрываемости метана», «Попытка объяснения процесса выделения газа в рудниках», «Новый способ определения газоносности пластов» и книги «Рудничный газ. Условия его выделения, его свойства и меры борьбы». Погиб при ликвидации аварии в Области Войска Донского на горловской шахте, которую мы знаем, как «Кочегарку», в 1917 году.
MARMAZOV.RU
В 1990 году мы были на пионерской практике близ Славяногорска, в пионерлагере с незапоминающимся названием (варианты: Космический, Солнечный, Радужный). Помню только что рядом было озеро Банное, где детей купали с гиканьем и визгом. В июле рванул метан по — моему на шахте Скочинского и в наш лагерь прибыла бригада ВГСЧ на восстановление после спасательных работ на шахте. Здоровенные мужики были измотаны до степени полного опустошения. Рассказывали такие вещи о спасении заваленных и выносе погибших на — гора так просто и незатейливо, как о прополке огорода. Детям я такие рассказы слушать не давал, искренне побаиваясь за их неустойчивую психику.
детям это не надо знать, это даже вам тяжело слышать.
Спасибо, за отзыв, это единственный фильм который снят правдиво, а не взорванная любовь, 20 лет служу, в видел такое что думал страшнее не увижу, оказалось я ошибся, я увидел войну.
У меня получилось наоборот, я сначала увидел войну в Афганистане а уж потом столкнулся с бедой на шахтах. С искренним уважением отношусь к шахтёрскому труду, к спасателям — шахтёрам тем более. Долгих лет жизни вам, счастья семейного, мирного неба и здоровья крепкого.