Прекрасно помню из своего школьного детства урок, посвященный Куликовской битве. Особенно, бой Пересвета и Челубея, ее предварявший. Не сам бой, понятно, но рассказ о нем, яркие эмоции, картинки в учебники, да и не только там, я тяготел к военной истории и издания, наподобие «Книги будущих командиров», были моими настольными.
Битва двух богатырей, столкновение миров русского и монгольского потрясали детское воображение. Собственно, героическая незаурядность этого исторического события так и должна восприниматься. Не зря поединок Пересвета и Челубея лег в основу сюжетов многочисленных картин, например.
Но в годы моей учебы официальной религией СССР был атеизм. Потому самое главное, что означала собой битва витязей, нам не спешили рассказать. Это не вписывалось бы в канву материалистического мировоззрения. Прошли годы, прежде чем удалось разобраться, что же случилось на самом деле. Отнюдь не состязания двух просто сильных, смелых и ловких воинов. 8 сентября 1380 года схлестнулись силы света и тьмы. И это не фигура речи.
С одной стороны бился Александр Пересвет, инок Троице-Сергиевского монастыря, благословленный на сражение самим преподобным Сергием Радонежским. Уверен, что воином он был сильным. До пострижения Пересвет являлся боярином из Брянска, а в ту пору родовитые русские люди по своим боевым навыкам вполне соответствовали средневековому рыцарству. Но не это было главное. Решающую роль сыграла духовная составляющая.
Ведь против инока вышел Челубей, легенда Азии и непобедимый воин. Но и это не все. Он много времени провел в тибетских монастырях, где освоил древнюю боевую магию бон-по. Очень специфическое единоборство, надо заметить, основанное на вызове заклинаниями могущественных потусторонних сил. Иными словами, Челубей впускал в себя беса, получал «силу зверя», расплачиваясь за это своей душой.
Монголы и сами побаивались своего главного батыра. Но в его победе не сомневались. Кто может победить демона? Оказалось, есть кому. И это Христос, выбравший в качестве своего оружия Александра Пересвета.
Когда бородатый русский воин в странном одеяние (а Пересвет бился без доспехов, в облачение монаха-схимника) поверг до сего непобедимого бойца, это произвело большое впечатление. Дело даже не в том, что русские получили перед битвой существенное моральное преимущество, хотя и это важно. Треснули основы языческого мира. По ним был нанесен сокрушитель удар. Исследователи говорят, что в священных писаниях тибетцев сохранились упоминания о победе Пересвета, как о событие, изменившем порядок вещей в мире.
Собственно, в давние времена «богатырские поединки» перед основным сражением практиковались часто. Но многих ли их участников мы с вами знаем? Да, считай, никого. А Пересвета и Челубея знаем, даже спустя многие века. Ведь это была особенная битва.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован сайтом «СЖС» 20 апреля 2014 года
Подвиг Пересвета выше всех похвал. Но нельзя традиционно забывать и про Ослябю, второго послушника Троице — Сергиевого монастыря и также ранее бывшего искусным воином. И Пересвета и Ослябю представил Дмитрию Донскому Сергий Радонежский при благославлении князя на битву. Если Пересвет погиб на глазах у всего войска ( а на миру и смерть красна) то Ослябя всю битву бессловесно рубился в близком окружении Великого князя и нашли его после боя среди изрубленных татарских воинов, не выпустившего клинок из рук. А Святый Сергий Радонежский всё время битвы провёл на коленях у икон, вымаливая у Всевышнего победу православным христианам. Каждый совершил свой подвиг в силу своих возможностей.
Верно, все верно… Ослябю чту не менее. Но Пересвета на главный бой Господь и Сергий Радонежский вывели. Тут основа. А дальше — начинка. Угу, и нас с тобою включая. Так мне видится.
Согласен. Тут даже спорить не нужно.