«Маленькая Вера», 1988 год, киностудия имени Горького
Афиша
Режиссер: Василий Пичул
Сценарист: Мария Хмелик
Оператор: Ефим Резников
Композитор: Владимир Матецкий
Актёры: Наталья Негода, Андрей Соколов, Людмила Зайцева, Юрий Назаров, Александр Негреба, Александра Табакова, Андрей Фомин, Александр Миронов, Александр Леньков
Что за кино-то?
Самое резонансное, взрывное, знаковое кино, снятое в Донбассе, это, и не спорьте даже, «Маленькая Вера». Фильм уроженца Жданова Василия Пичула вышел на экраны в 1988 году. Фурор, полярные оценки и гигантские очереди в кинотеатры…
Так талантливо показать безнадегу конца 1980-х в провинциальном промышленном городе надо было исхитриться. Потому Пичул и приехал домой, где каждый камень ему был с пеленок знаком, а любая азовстальская труба по-свойски подмигивала жерлом, выпуская в небо порцию сизого дыма.
Мне повезло быть знакомым с Василием Пичулом, однажды я поинтересовался, каково ему было ехать в Жданов после нескольких лет отлучки, учебы, да еще и во главе съемочной группы Киностудии им. Горького? Он честно ответил, что это были крутые ощущения. Режиссер, хозяин площадки, по одному только движению его пальца все начинает двигаться и вертеться. И город, привыкший в советские времена безропотно выполнять команды сверху (появление кинематографистов в Жданове – это ли не воля небес?), относился к земляку с совершенным почтением.
Пичул без колебаний воспользовался своей властью. Но он внес в ленту и множество реальных штрихов из жизни своей семьи, быта друзей и знакомых. Натура получилась сочная, отсюда вытекает оглушительный успех картины. А не только из постельной сцены Натальи Негоды и Андрея Соколова, безумно дерзкой в момент выхода «Веры» в прокат и невинной, боюсь, не запрещенной даже для младшей школы в нынешнее бесстыдное время. Хотя, не будем совсем уж ханжами, наездница Негода проложила сладострастную тропинку всему прочему перестроечному кино. Соколов ей в том, во всяком случае, не мешал.
Кто в Советском Союзе не видел «Маленькую Веру»? Разве дети несмышленые, родившиеся уже после развала СССР, да и то вряд ли фильм мимо них просвистел. Так что, без ненужных подробностей сюжета обойдемся. Лучше обрисую личные эмоции и поделюсь информацией, нарытой персонально. В 1987 году я начинал службу в армии, причем первые пару месяцев пришлись на Жданов. Как-то отправили нас на работы в город – кабель выкапывали в парке отдыха. А неподалеку, смотрим, движение интенсивное. Что такое? Оказалось, кино снимают. Это была танцплощадка, где разворачивалась знаменитая сцена – драка! На следующий год, находясь в армейской командировке в Днепропетровске, я пошел в кинотеатр и увидел «Маленькую Веру». Не скрою, был впечатлен. Дракой, в принципе, тоже.
Многими годами позже, работая в донецком выпуске «Комсомолки», я надумал провести экспедицию по местам съемок культового кино. Тогда в Мариуполе удалось найти «квартиру маленькой Веры». Хозяева – милейшие люди, интеллигентнейшие – поводили нас по комнатам, показали, где что было. Узнаваемо причем очень. Выяснилось, что в момент съемок они были на заработках на севере. Пошли в клуб новый фильм посмотреть, а там их жилье показывают! Оказалось, что квартиранты – проворные ребята, решили срубить копейку и сдали площади киношникам в аренду. Те, чтобы мрака напустить, еще и понарисовали траурные панели, еще кое-чего добавили в антураж. Короче, тихий ужас. «Помните, отец Веры по пьяной лавке разбивает раковину? – вспоминал хозяин квартиры. – Представляете, вернулись мы – точно, раковина вдребезги…»
Впрочем, зла на кинематографистов никто не держал. Фильм же вышел правдивый, а квартира и вовсе вошла в историю искусства. Между прочим, вся мелочевка, которую видно в крупных планах (радио, будильник, связки таранки, бутылка от джина «Бифитер», в которую из эстетических соображений заливалась самогонка), принесена жильцами дома, где развернулся творческий процесс. Люди с удовольствием включились в игру с Пичулом и привнесли свои крупицы аутентичности в общую канву картины.
В той киноэкспедиции довелось столкнуться и с тайной, объяснения которой я не нашел. Свидетели съемок, а таковых не так и мало, клянутся и божатся, что им довелось лицезреть приятно шокирующую сцену в постели. «Квартира Веры» – на втором этаже. Если примоститься на соседнем заборе, то все видать, как на ладони… Вот интим и получился коллективным. Но! В фильме буйство эротики протекает в общаге, где жил герой Соколова. Как же так? Загадка… Возможно, планировали обозначить точкой грехопадения квартиру, а потом перенесли фрикции в общагу? Не знаю, не знаю…
Еще забавный момент. По ходу сюжета брат Веры, надежда и опора родителей (потому что устроился в Москве), убывает в столицу, вскочив в поезд, проходящий, считай, мимо дома. И точно, железнодорожная линия там имелась. «Только никуда он так не уехал бы!» – хихикают местные жители. Это чисто заводская ветка, не соединенная с глобальной дорогой. Ну и ладно. Это же кино, как без вымысла?
Фишка фильма
Понятно, что «Маленькая Вера» стала звездным часом для Негоды и Соколова. Но лично для меня самые могучие в фильме – это Юрий Назаров и Людмила Зайцева, сыгравшие родителей героини. Какие они подлинные! Воспринимаешь их не как актеров, а как соседей, и не важно, в каком городе бывшего СССР вы живете. Такие люди есть везде.
MARMAZOV.RU