Дата, равную по значимости которой трудно найти в истории человечества, отмечается 1 октября. К тому же, к сожалению, сегодня она актуальна, как никогда. 70 лет тому назад завершилась работа Нюрнбергского трибунала. Сделанной тогда миру антифашистской вакцины хватило чуть ли не на все эти годы, с определенными рецидивами, мелким покашливанием и насморком. Впрочем, лечилось это даже гомеопатическими средствами. А вот теперь выработанный осенью 1946 года иммунитет стал давать серьезные сбои. И не где-то там в Латинской Америке, а прямо у нас под боком.
Поделюсь личными эмоциями. Ясно, что помнить Нюрнберг я не могу по совершенно объективным обстоятельствам. Когда международный трибунал подвел итоги своим заседаниям, до рождения мамы оставалось чуть больше двух недель. А в школу я пошел в год, когда Нюрнбергу исполнилось три десятка лет. Но каким же сильным тогда еще было его действие! У нас в стране так уж точно. Собственно, в исторических масштабах после окончания войны прошло мало времени, как вчера все было. Хватало живых свидетелей тех событий. И памяти о тех, кому свидетелем стать не довелось, зато выпала доля жертвы, тоже было достаточно. Это сейчас память старательно затирают, а канал «Дождь» проводит опрос «Нужно ли было сдать Ленинград?». Раньше это считалось кощунством.
Хроникальные кадры о Нюрнберге — сильнейшее впечатление из моего детства. Они попадались и как дополнение к художественным фильмам, и как часть документальных лент. Торжественная мрачность сюжета. Обличительные речи. В том числе, выступление обвинителя со стороны СССР Романа Руденко. Отец непременно делал ремарку: мол, наш земляк. Родился Руденко не в Донбассе, но в 30–40-е годы был прокурором Донецкой-Сталинской области. И нереальное для меня в 1976 году единство действий людей в советской, американской, английской, французской формах. Так еще и прямые, суровые, совершенно не раскаявшиеся подсудимые. Высшие чины Третьего Рейха, кроившие карты, стиравшие с них города и целые народы теперь ждали момента возмездия. Шокировавшие мое детское разумение сведения о том, что Геринг отравился ядом, капсулу с которым передала ему при поцелуе на последнем свидании жена. Нечеловеческая, сатанинская гримаса фашизма.
Долгое время казалось, что Нюрнберг — кол осиновый, вбитый в поганую яму фашизма. Но нет, это всего лишь вакцина долгого действия, сильная, но не вечная. Как тут не вспомнить монолог Мюллера-Броневого из культового фильма «Семнадцать мгновений весны»: как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» крикнут «хайль», значит, там фашизм ждут, оттуда он начнет свое великое возрождение. А еще там сказано, что это будут новые поколения, не знавшие голода и бомбежек, для которых СС и гестапо превратятся в легенды, причем, выпестованные специальными сказочниками… Кто бы мог подумать, что такие пророчества вдруг коснутся не Германии и не Прибалтики даже, но Украины…
И ведь что интересно: Нюрнбергского процесса, который все же на долгое время создал моральные и юридические барьеры фашизму, не было бы, не включи свою железную волю Иосиф Сталин. Две иконы западной цивилизации, Рузвельт и Черчилль, были склонны без церемоний и без дополнительных разбирательств перестрелять 50-100 руководителей Рейха, да и делу конец. Но товарищ Сталин был непреклонен. Тогда Рузвельт предложил компромисс. Давайте-де для вида пару дней посудим и быстренько в расход? Но Сталин мог позволить себе настоять, чтобы суд был полноценным, показательным, чтобы не просто наказать нескольких человек, но заклеймить раз и навсегда фашизм как таковой, во всех его проявлениях, осудить сам его дух. Показательный момент, не находите? «Кровавый диктатор», настаивающий на законности и искоренении первопричины, и два «светоча демократии», предпочитающие расстрел без суда и следствия и поверхностные решения. В итоге трибунал работал с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года, и, разумеется, не для того, чтобы повесить дюжину патентованных негодяев. А чтобы уничтожить фашистскую гадину на перспективу. Многое удалось, хотя, как теперь видим, не все.
Об этих важнейших аспектах и тонкостях Нюрнбергского процесса говорилось совсем недавно в Москве на круглом столе, посвященном 70-летию международного трибунала над фашизмом. Представьте себе, чтобы признать преступными организациями СС, СД и гестапо понадобилось порядка 400 слушаний. Победи тогда подход Рузвельта-Черчилля, об этом вообще речь бы не зашла. Зато теперь я могу уверенно сказать, что дивизия СС «Галичина» — преступная организация. Так решил Нюрнбергский трибунал. И сколько стыдливо не прикрывай буквы «СС» вышиванкой, суть от этого никак не меняется. Учебники можно попробовать переписать, конечно, но история непоколебима. Она уже состоялась.
Кстати, интересный момент. Когда 25 лет тому назад Украина отвалила в самостоятельный дрейф, стали наезжать призраки прошлого. Все эти попахивающие нафталином борцы за независимость из прошлых эпох, причем, или с германскими паспортами, или американскими и канадскими, но за океан они попали транзитом через какой-нибудь Мюнхен. Или не они, а их родители, не в том суть. Я все думал, ну, допустим, ладно, коллаборационисты, сотрудничали с фашистским режимом, успели сбежать. Но послевоенной-то Германии такой багаж зачем нужен был?
На упомянутом кругом столе услышал от профессора Алексея Филитова из Историко-архивного института РГГУ важный факт. После войны в Голландии поймали одного эсэсовца — под суд его, понятно. Но тут Германия вступилась. Наш-де гражданин, сюда его отдайте, сами станем разбираться. Оказалось, всем эсэсовцам Адольф Гитлер пожаловал немецкое гражданство. Мало ли, что он изувер и к тому моменту уже давно в адской смоле кипел, закон-то никто не отменял. Все ясно с украинскими националистами тех поколений? А нам пытаются из них коллективного Гарибальди с трезубцем лепить.
А что за актуальная вещь операция «Немыслимое», разработанная по заданию Черчилля! Верстался план весной-летом 1945 года. То есть, наши солдаты еще обнимались с американцами и англичанами на Эльбе, а им уже готовили новое дело. Смысл операции сводился к тому, чтобы выдавить советские войска из Германии и Польши, занять Австрию и Чехию, вообще как можно дальше отодвинуть фронт на восток. При этом предполагалось использовать и немецкие вооруженные силы, и даже Генштаб, пусть и переформатированные. Но СССР тогда был могуч, упрощенно говоря, Запад не рискнул. И Нюрнбергский процесс состоялся. В чем, спросите, актуальность этих событий середины прошлого века сейчас? Похоже, операция «Немыслимое» только теперь и сработала — даже лучше, чем планировалось. Эвона куда фронт загнали на восток, аж в Донбасс. Долго западный мир к этому шел, настырно, но пришел. Тот самый случай, когда Сталина на них нет… А у них есть средства, силы, коварство двойных стандартов и могучая пропагандистская машина, которую недооценивать смерти подобно.
Профессор Филитов говорил, что после приведения в действие приговоров Нюрнберга в Германии провели опрос. И жалкие проценты респондентов сказали, что к осужденным были слишком строги. Основная масса выступала за то, что наказание адекватно содеянному, некоторые даже были недовольны мягкостью подхода, указывая на то, что троих подсудимых оправдали. Но уже в начале 50-х аналогичный опрос дал совсем иные результаты. Уже около 40% говорили о том, что решения Нюрнберга излишне жестоки. Как это понять? А просто. Холодная война и всепроникающая пропаганда. Кстати, ничего не напоминает из сегодняшнего дня?
Размышляя о нюрнбергском феномене мировой истории, я все с ним связанное примеряю на украинскую ситуацию. Откровенно нацистский режим — карликовый по сравнению с гитлеровским, но оттого еще более уродливый и не менее враждебный всякому проявлению человечности. Наступит момент, когда нормандский формат уговоров киевских микрофюреров перерастет в нюрнбергский формат чеканных приговоров. Между прочим, тогда начнутся подвывания, что это только карательные батальоны преступны, да отдельные маньяки, а остальные такие себе честные солдаты и заблудшие овцы, просто исполнявшие приказ. Только отскочить не получится. Все получат по заслугам. И вот вам для иллюстрации и размышлений пример, приведенный на кругом столе в МИА «Россия сегодня» полковником Мирославом Морозовым, главным научным сотрудником НИИ (военной истории) Академии Генштаба ВС РФ. Существует документ, описывающий гастроли военного оркестра из Берлина по частям, расквартированным на территории Рейхскомиссариата Украина. Славно играли, даже где-то виртуозно. В одном из подразделений их искусство так понравилось публике, что в виде поощрения музыкантам предложили поучаствовать в расстреле евреев. И ни один не отказался…
Понятно, что созвать новый Нюрнберг сегодня еще сложнее, чем в 1945. Западные союзники уже давно стали противниками, да и волю и принципиальность товарища Сталина тоже ведь надо суметь проявить. А с другой стороны, чего это мы все время смотрим на Запад, они нам указ что ли? Это же нахальные американские и английские парни вооружились кистенями в виде Гаагского трибунала, крайне избирательным в решениях Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), прикрыли все это, не очень старательно даже, рюшиками воли жителей «свободного мира» и вершат свой страшный суд направо и налево. Карают и милуют по собственному усмотрению и в связи с требованиями текущего момента, если не просто по заказу спонсоров. Поддержит нас кто-нибудь там? Никогда. Даже имей мы тонны железобетонных доказательств преступлений против мира и человечности.
Свое надо создавать. Скажем, некий Евразийский трибунал. Или суд в рамках БРИКС: в границах этого объединения, между прочим, проживает три миллиарда человек, что-то порядка 40 с лишним процентов всех обитателей земли. Это ли не истинная народная воля, а не прихоти кучки манипуляторов общественным мнением? Как трибунал будет называться и где находиться — это технические моменты. Я бы вообще оставил название Нюрнбергский, подчеркивая преемственность традиций. И пусть Штаты на юшку изойдут, не признавая решения этого суда. А он возьмет за шиворот того же Порошенко, Турчинова, Авакова, Яценюка, прочих адольфовичей, террористов, негодяев и врагов рода человечества — и к ответу. Но, понятно, для этого надо много чего, в том числе, и новый Сталин с его политической волей…
MARMAZOV.RU
Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 1 октября 2016 года