Молодые ветераны, целая Саур-Могила

«В день праздника», 1978 год, киностудия «Мосфильм»

Афиша

Режиссер: Пётр Тодоровский

Сценаристы: Валентин Коновалов, Пётр Тодоровский

Оператор: Вадим Алисов

Композитор: Исаак Шварц

Актёры: Николай Пастухов, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Геннадий Корольков, Нина Зоткина, Вячеслав Платонов, Ксения Минина, Марлен Хуциев, Ольга Гобзева, Олег Голубицкий, Леонид Чубаров, Вячеслав Говалло, Александр Филиппенко, Стас Садальский

Что за кино-то?

Мало кто из режиссеров умел так светло передать дух Дня Победы, как Пётр Тодоровский. Он фронтовик, ощущение счастья завершившейся войны бережно пронесено им через всю жизнь. Но были же и другие большие мастера с окопным опытом, а вот так у них не выходило. В фильме «В день праздника», снятом в 1978 году в Снежном и Торезе, на фоне торжества рассказывается о жизни достойного человека и его семейства.

Кинокартина ближе к мелодраме, хотя и с вкраплениями соцреалистической производственной тематики. Об отцах и детях, о любви и честности, об условностях бытия и безусловных человеческих ценностях – пожалуй, там такое направление.

В центре повествования ветеран войны и труда, шахтёр Пантелеймон Гринин (Николай Пастухов). Утром он вылетает из глубокого сна в холодном поту – гроза разбудила – прямое указание на то, что война так и не оставила солдата в покое. Хотя столько лет минуло! Главный герой приходит в себя, уясняет, что всего лишь гром гремит, а сегодня самый святой праздник, и ему становится радостно на душе. Парадный костюм с наградами, рубашка, галстук наглажены с вечера. Сделав зарядку под развешанными на стене фотографиями, в том числе и с фрагментом из «Большой жизни», Пантелеймон Дмитриевич наряжается и бодро хромает в важный для него день.

Ветеран не стар, полагаю, ему между 55 и 60 годами. Да-да, были времена, когда фронтовиков было много и они были крепки и энергичны. Россыпь медалей плюс ордена Красной Звезды и Отечественной войны на груди, трость, помогающая при ходьбе, надо полагать, после ранения, указывают, что на войне Гринин не на продуктовом складе подъедался. Между прочим, Николай Пастухов вполне мог сниматься и с собственным орденом Красной Звезды, полученным в 1945-м. Собственно, Тодоровский в знаменитом фильме «Был месяц май» тоже снимался со своими наградами.

И все вроде бы у нашего персонажа в норме. Он уважаемый член общества, дети выросли, не вполне устроены в личном плане, но, в принципе, тоже грех жаловаться. Внуки есть… Супруга, правда, умерла. Но прошло время, и дедушка Гринин вдруг вновь полюбил. Это не тот бес, который полагается в ребро в нагрузку к седой бороде. Тут сильное чувство. Правда, парикмахер Зинаида (Людмила Зайцева) в поселке пользуется неоднозначной славой. Хороша собой, вопросов нет, но не очень социально ответственна, что ли. Разбитная бабенка, способная и мужика с ума свести и за себя, коли что, постоять, – распространенный типаж в донецких степях. Над идеей Гринина жениться на Зине публика посмеивается, а взрослые дети губки поджимают и фыркают. Не все, но всё же. Больше прочих усердствует старшая невестка, неприятная курящая особа с манерами, отточенными за прилавком… Только Пантелей решителен и инициативен, он надумал в честь праздничка представить отпрыскам свою зазнобу.

По ходу дела возникает другая сюжетная линия. Пантелей Дмитриевич – человек честный и изощренно справедливый. Не может он мириться с махинациями тем паче на родной шахте. Там бригада некоего Козлова (Александр Филиппенко, волосатый такой, нагловатый) внедрила коррупционную технологию. Горняки с получки скидываются по червонцу бригадиру, тот делится с начальником участка – сверху отдельное отношение, технику подбрасывают, значит, план идет, зарплаты приличные – все в шоколаде. Кроме других бригад. Старый шахтер решил «передовиков» разоблачить, те ему подметные письма стали с угрозами подбрасывать, он в милицию: предупредил участкового, своего фронтового товарища, мол, если те сунутся, пусть не обижаются, пощады не будет.

Пока действующие лица пытаются не утонуть в водоворотах приватных проблем, праздник идет своим чередом. Мило и приятно видеть простецкие радости 1970-х: Зыкина в телевизоре, холодец, порошок «Лотос», знакомые каждому радиопозывные. Люди воодушевлены, одеты по-выходному, ветераны с удовольствием принимают заслуженную порцию почета, пионеры снуют в белых рубашках, цветы, шарики. И все это на родных глазу пейзажах с изломами терриконов, с неказистыми, но чистенькими улицами шахтерского городка.

Как и во всех фильмах Тодоровского, музыкальное сопровождение отменное. Знаковые «Спят курганы» мелькнули даже дважды в разных ситуациях. В маленьких ролях внезапно возникли Стас «Кирпич» Садальский и режиссер Марлен Хуциев. Первый играет прозревшего шахтера-хулигана, второй –странноватого гостя с юга. Кстати, сюжет Тодоровскому подсказал случайный попутчик – он о себе болтал. Так что одна сплошная правда жизни.

Фишка фильма

Сцена на Саур-Могиле вызывает гордость за предков и ярость по поводу дня сегодняшнего. В фильме Тодоровского документально зафиксирован самый почитаемый в Донбассе военный мемориал в целости и сохранности. Могли ли предположить тысячи человек, попавшие в кадр 9 мая 1978 года, что пройдет немного времени, и памятник уничтожат доморощенные нацисты! Правда, и наши парни изрядно этим упырям вмазали, не посрамили отцов-дедов… Но, в принципе, это же понять надо, как аномально перекосило наше общество…

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий