«Ринг», 1973 год, Одесская киностудия
Афиша
Режиссер: Вилен Новак
Сценарист: Николай Леонов
Оператор: Александр Полынников
Композитор: Владимир Дашкевич
Актёры: Александр Пороховщиков, Евгений Лебедев, Галина Польских, Юрий Родионов, Дмитрий Франько, Николай Гринько, Майя Булгакова, Слава Гриценко, Георгий Дрозд, Вячеслав Жариков
Что за кино-то?
Спорт давно бросил вызов кино. Перчатка не то чтобы зависла в воздухе, но и толково подхватить ее, ответить всей сокрушительной художественной мощью получалось далеко не у каждой съемочной группы. Вернее, удачные ленты о спорте можно пересчитать по пальцам двух рук не самого осторожного в мире фрезеровщика.
Ладно еще, когда за сюжет брались комедиографы. Отличных веселых и жизнеутверждающих картин на околоспортивную тематику в отечественном фильмофонде наскирдовано достаточно. Но вот так, чтобы и серьезно, и о спорте – тут проблема. Дело, надо понимать, в специфике. Спорт, тем паче не любительский, а высоких достижений, – это такая сложная система, такое не всегда даже материальное явление, что передать ее, достоверно сыграть, симулировать крайне сложно. Хотя бы чтобы профи в голос не гоготали. А эти, надо заметить, умеют…
Но сегодня у нас пример удачного, точного попадания в тему. Фильм «Ринг», вышедший на экраны в 1973 году и снятый Одесской киностудией в Донецке. Ключевые сцены детективной истории создавались во дворце спорта «Шахтер», что на бульваре Пушкина, как раз неподалеку от моста в парк Щербакова.
Нахально предположу, что место для съемок было выбрано вовсе не случайно. Донецк в 1970-е годы был одним из признанных боксерских центров СССР. И вообще, со спортом в наших краях в ту пору был полный порядок, но бокс выделялся и на таком благополучном фоне. А то, что сама атмосфера дворца «Шахтер» удивительно располагала к спортивному действу, так тут я могу свидетельствовать. И не я один, понятно. Знаете, как о старых церквях говорят, что они намоленные? Если уместно такое сравнение, то ДС «Шахтер» – одно из самых по-спортивному «намоленных» мест Донбасса. Здоровый дух соперничества, тяга к мощи мышц и стальной воле и по сей момент сохраняются в этом незаурядном сооружении. Кто желает проверить, зайдите и прочувствуйте.
Теперь непосредственно о кино. Там любопытный сюжет закручен. Офицер милиции и бывший чемпион по боксу Петр Исаев разыскивает преступника, убившего инкассатора. В ходе следствия становится понятно, что злоумышленник наверняка боксер. Причем хитер, негодяй, изворотлив. Тогда у Исаева созрело решение тряхнуть стариной на пользу дела и принять участие в городском первенстве.
Это притом, что он давно ушел из большого спорта, а сражаться надо с более молодым соперником, который поддаваться явно не станет… Но, с другой-то стороны, событие для боксерской публики должно было получиться громким, знаковым. На бой, как пить дать, соберутся все ценители и знатоки, стало быть, и преступник не удержится, придет, тут-то ловкие милиционеры его и сцапают… Примерно так и получилось. Благородный спортсмен наказал пусть тоже боксера, но ставшего на темную сторону силы.
Главная звезда фильма – обаятельнейший и интеллигентнейший Александр Пороховщиков. Не самый типичный милиционер и боксер, в принципе, но талантливый и харизматичный актер – такому хочется верить. Образ майора Исаева не испортил и так приличный перечень ролей Александра Шалвовича. Дотошные специалисты говорили, что в кадре Пороховщиков смотрелся убедительно. Экс-боксер, да, совсем слегка располневший запросто мог выглядеть именно так. Тем паче у Пороховщикова были навыки боев: в молодости он занимался в боксерской секции. Единственное – ноги вызвали некоторое сомнение, слабоваты-де для спортсмена, пусть и бывшего. Но это детали, не для массового зрителя.
Многие донецкие спортсмены выступили в массовке. Главный бой с участием Исаева-Пороховщикова, разумеется, проходил при переполненных трибунах. Вот свои мужественные лица и предоставили советскому кинематографу атлеты и тренеры 1970-х годов. Понятное дело, престижно было мелькнуть в кадре, хотя бы в течение пары секунд. Чтобы потом, увидев очередной показ фильма по телевизору, орать на весь дом: «Бросайте все, сейчас меня покажут… Вот же, вот, вот я, в черном свитере… Ну, как не увидели? Та ну вас…»
А кое-кому выпали и большие роли. Относительно большие, понятно. Но важные. Чемпион УССР Петр Харкин в ленте фигурирует. В ключевом поединке, ради чего все и затеивали персонажи «Ринга», против условного Исаева бился безусловный победитель первенства Советского Союза Юрий Чертков. Роль же рефери досталась судье всесоюзной категории, тренеру по боксу Донецкого областного совета ДСО «Авангард» Николаю Колтунову.
Спортивная удаль, простые красивые лица, честные герои, победа добра над злом, нормальное донецкое кино…
Фишка фильма
Александр Пороховщиков сдружился в Донецке с одним нашим земляком. Потом они долгие годы общались, обменивались поздравлениями на праздники и вообще всячески выказывали знаки уважение один другому. Фильм консультировал заслуженный тренер УССР Леонид Казарян, колоритная фигура в мире бокса, человек коммуникабельный и доброжелательный. К сожалению, Леонида Леонтьевича уже с нами нет. Но осталась добрая память, множество воспитанных им боксеров и фильм «Ринг», в который он внес свой посильный вклад.
MARMAZOV.RU