Сербия продемонстрировала смелость, нехарактерную для нынешнего трусливого, подлого мирового порядка, заточенного исключительно под интересы США. Белград в категоричной форме отказался поддержать санкции «прогрессивного человечества» против России. Показательно, что позиция была высказана в лицо американскому вице-президенту Джо Байдену, у которого, заметим вскользь, хватает же совести приезжать с визитом в страну, изуродованную ударами с воздуха, в том числе, и при его активном участии.
Сегодня, когда для маленьких стран бонтонно считается подобострастно заглядывать в пустые глаза статуе Свободы и погавкивать на Россию, Сербия вдруг показала стальной стержень своего национального характера. Замечательно, что озвучивший нежелание принимать участие в санкциях сербский президент Томислав Николич отнюдь не чурается всяких там европейских ценностей и прочих штучек, идущих с ними в непременном комплекте. Что в рамках тренда, на руководящих постах стран бывшего социалистического блока и экс-советских республик не часто обнаружишь людей с пророссийскими настроениями, не утверждают таких на должности в Вашингтонском обкоме. Но тут отдельная история — Сербия! Где руководство, ничего не попишешь, достаточно прозападное, а народ не чает души в России, надеется на нее и уповает. К тому же, речь зашла о таком вопросе, когда любой евроинтегратор или даже фанатик американской мечты в Сербии все равно вынужден учитывать симпатии граждан. Это же не Украина, где команды из-за бугра, даже самые нелепые, а то и бесчеловечные, правящий режим несется выполнять, сметая все на своем пути.
Лично меня позиция официального Белграда порадовала, конечно, хотя принципиально в глобальных масштабах она ничего не решает, но никак не поразила внезапностью. Так вышло, что недавно мне довелось побывать в Белграде. Причем ездил я исключительно с целью изучить настроения у нашего братского народа. Уж очень много моментов в новейшей истории сербов прямо-таки созвучных тому, что проистекает в Донбассе. Схема, некогда так лихо и кроваво нахлобученная американцами на Югославию, применяется, и прямо сейчас даже, у меня дома. С той лишь разницей, что участие России в ситуации в 90-х годах минувшего века и нынче отличаются. Да и место на планете у России теперь другое.
Понятно, что и без выезда на место событий можно составить себе картину недавнего прошлого и актуального настоящего, благо, материала в свободном доступе изобильно. Но никакие умозрительные заключения не заменят человеческое общение с непосредственными свидетелями случившегося и личные эмоции. К тому же, Белград, во всяком случае, то, что от него оставили миротворцы НАТО, прекрасен, каждая новая встреча с ним в радость.
Самое яркое впечатление от пребывания в Сербии связано с тем, что как только начинаешь говорить по-русски, моментально получаешь в ответ такую щедрую порцию радушия, желания помочь, подсказать что-нибудь, посодействовать, что даже как-то неловко становится. Мол, что это вы? Я же и не сделал ничего настолько хорошего, чтобы меня сходу любовью окатывать. А это, оказывается, не так и важно. Россия в свое время и без меня сделала довольно добра. Сербы запомнили это навсегда, в отличие от тех же болгар, мостящихся в братья ситуативно, только когда понимают, что русские явно берут верх.
Сербы не отделяют себя от России, они считают себя неотъемлемой частью большого Русского мира, священного православного братства. Но это те, кому за 30. Молодежь американцы уже успели в значительной степени подпортить и перекроить на свой манер. Тут беда и большой простор для работы над ошибками. Те, кому сегодня в районе 20, не очень-то помнят бомбардировки Белграда, сказкой, хоть и героической, воспринимают воспоминания старших, как весь город вываливал на мосты через Дунай и Саву во время налетов американцев, собой закрывая жизненно важные артерии столицы. Для них это далекая история. Разорвав Югославию на клочки, американцы в первую очередь взялись мыть мозги молодежи. Старших перевоспитать не получится, хоть кол на головах теши. Тем паче, на таких упрямых головах, как сербские. Юные мозги гибки, но и беззащитны, впитывают все как губка, верят в несуразное. Это не только в Сербии, понятно, а везде.
Американцы по части конвертации мифов для аборигенного населения разных широт в шуршание купюр для себя конкретно преуспели. Равных им нет! Собственно, на Украине мы видим ровно такую же картинку. И даже в России было бы немногим лучше, дай волю разным идеологическим диверсантам и агентам влияния. То есть они-то есть и в немалом количестве, вы их в эфире регулярно можете видеть и слышать, но все же цветут они построже. В Сербии, где страну для начала проутюжили бомбардировками (разрушенные здания до сих пор стоят мрачными мемориалами однополюсного мира), западные миссионеры укоренились, подмяли власть под себя (нынешний случай с санкциями по-своему уникален и попадает в разряд исключений), а в условиях бесконтрольности можно корректировать массовое сознание сколько заблагорассудится.
Местные друзья показали мне телевышку под Белградом, американцы рачительно не стали ее крушить. Она же им нужна для идеологических инъекций. Так что, ракетный удар пришелся лишь в телецентр поблизости. Погибло много журналистов, технических специалистов, вещание прекратилось. Затем отстроили новый телецентр и уже «правильные», передовые во всех отношениях мастера образного слова, взращенные на грантах, понесли в умы политкорректные западные принципы, оценки, новости. Сегодня Штаты, считай, полностью, контролируют информационное пространство Сербии: и эфир, и, что важнее, газеты. Люди там живут жадно читающие. Причем, в том старом, традиционном понимании. Утро без газеты и чашечки кофе для серба — одно только недоразумение. Интернет все еще не смог вытеснить бумагу. Поэтому, угадайте, кто контролирует газеты? Правильно, Америка. Такая местная специфика.
На Украине, скажем, больше толка от интернет-изданий. Вот их яркие, хотя и гнусные представители и превалируют в списках содержанток и содержантов международного жулика Джорджа Сороса, вскрытых хакерами на днях. И ведь какие названия, что за созвездие имен — сплошные неутомимые борцы за свободу, причем, неподкупные до того, что хочется спину им проверить — не режутся ли крылышки ангельские. На поверку же обычные девочки и мальчики по вызову. Срамота и паскудство! И ничего нового, все поставлено на поток, опробовано в разных точках планеты.
Но сербы, как могут, упираются. На бытовом, ментальном, да на каком угодно уровне. Общаясь с человеком, скажем, лет 40 плюс-минус, непременно выяснишь, что он изъясняется по-русски (молодежь уже нет, там в чести английский), а уж понимает, так совершенно точно. Что он следит за ситуацией в Донбассе (к слову, флагами Новороссии оклеены чуть ни все таблички с названиями белградских улиц, его же можно увидеть на футболках и сувенирах). И услышишь даже совет, чтобы мы там, в Донбассе не верили ООН, ОБСЕ и иже с ними. Обманут, потому что. Они уже как-то разъединяли противоборствующие стороны, пока под их прикрытием хорваты не нанесли решительный удар… Понятно, потом всякие правозащитники сокрушались и профессиональную слезу из себя давили, мол, сколько сербского мирного населения погибло в той же Краине. И что? Легче от этого кому-то? Жертвам легче? Наказан кто-то из преступников? «Да мы это понимаем, — отвечаю, — ОБСЕ и Ко не верим, о хорватском опыте помним». «Вот-вот! И не забывайте», — качают головами сербы.
На мои расспросы, как-де пояснить массовую любовь сербов к России, которая как раз в те страшные времена в конце прошлого тысячелетия не смогла их отстоять, собеседники искренне удивляются: «Так разве же мы не понимаем? Не могла тогда Москва это сделать, сил не хватало, да и в руководстве всякие люди были. Сейчас другое дело!»
В силу России в Белграде свято верят. В Путина — особенно. Уверяю вас, вот кроме шуток, неоднократно доводилось наблюдать интересную реакцию, когда в беседе упоминаешь Владимира Владимировича. Она неподражаема. Примерно такая: «А! Путин… Это же наш русский царь». И дальше уважительная улыбка и пространные рассуждения о его лидерских качествах и могучем характере. Между прочим, изображение российского президента одно из самых встречаемых на белградских площадях и улочках. На футболках, кружках, плакатах. Не меньше, чем на Арбате! И сюжеты сверстаны с выдумкой. Один совсем порадовал. Путин в уместном прикиде борца с нечистью и текст: «Vo Van Helsing. Зло будет наказано». Поодаль вурдалаки теснятся, удивительно смахивающие на некоторых зарубежных руководителей. Думаю, сходство чисто случайное, понятно…
Вот так своеобразно видится русский царь современным сербам. Есть трактовки и более традиционные. Правда, касающиеся не Путина, а императора Николая II, памятник которому поставлен в центральной части Белграда пару лет тому назад. Шикарный, кстати, монумент. А на постаменте цитата Николая Александровича: «Все мои усилия будут направлены к соблюдению достоинства Сербии… Ни в коем случае Россия не останется равнодушной к судьбе Сербии». Важные слова… О Донбассе царь-батюшка такого не говорил, предположить не мог, наверняка, что враг аж туда доберется, в глубинную Россию.
Живут сербы скромно. Даже бедно. Из благ цивилизации им милостиво даровали только право безвизово перемещаться по Европе (не то, что некоторым). В остальном — промышленность разрушена или прибрана к рукам западными концернами, сельское хозяйство совсем не то, что во времена СФРЮ, самостоятельно политики никакой (кроме упомянутого уже антисанкционного демарша). Это раньше югославы могли плюнуть на общую позицию соцблока и отказаться игнорировать олимпиаду 1984 года в Лос-Анджелесе, даже 18 медалей там завоевали. Теперь иное, приходится стоять по стойке смирно перед старшим партнером. Или почти смирно…
Но сербы не унывают. Жизнь научила их быть спокойными и терпеливыми, где-то даже и упрямыми, верить в правду и в Россию. Вот-де, русские братья еще укрепятся и многое измениться в этом мире. На Донбасс смотрят, как на место, где в значительной степени решается дальнейшая судьба Русского мира. Многие просто изнутри смотрят, из наших окопов через прицелы в сторону свастик украинских карательных батальонов. Власти поставили сербских добровольцев вне закона, запирают по тюрьмам… А те все равно едут, потому что знают — правда с Россией. Стало быть, и с Новороссией, Донбассом, Сербией.
MARMAZOV.RU
Материал опубликован Федеральным Агентством Новостей 18 августа 2016 года