Кузнец в России больше, чем поэт!

«По собственному желанию», 1973 год, киностудия «Мосфильм»

Афиша

Режиссер: Эдуард Гаврилов

Сценарист: Геннадий Бокарев

Оператор: Александр Харитонов

Композитор: Ян Френкель

Актёры: Евгений Киндинов , Ирина Печерникова , Борис Чирков , Александр Кавалеров , Анатолий Ведёнкин , Александр Вдовин

Что за кино-то?

В советском обществе проблем явно недоставало. Слишком все было гладко и стабильно. Потому время от времени приходилось выдумывать сложности, чтобы создать мелодраматическое напряжение на голом месте.

Взять, например, фильм «По собственному желанию», снятый киностудией «Мосфильм» в Жданове в 1973 году. Вся интрига там крутится вокруг любовных терзаний кузнеца Кости (Евгений Киндинов) и балерины Полины (Ирина Печерникова), которые явно как бы не пара – разные социальные прослойки, и пропасть у них между профессиональными интересами, но сердце же не обманешь…

Надо пояснить, что у этой парочки трепетные чувства зародились давно, еще в школьные годы. А потом жизнь разметала ребят по просторам страны. Полина прокладывала себе дорогу к мечте ногами. По ее признанию, вкалывала она как лошадь, лелея грезы о сольных партиях в больших балетных постановках. Но действие киноленты застает танцорку на эстраде в блестящем трико. Тоже, конечно, искусство, но калибр маловат.

Костя, по всему видать, мог бы стать поэтом, на что в фильме имеется достаточно четкий намек, но выбился в кузнецы экстра-класса. И правильно сделал, между прочим. Почет, уважение, честный и приличный заработок, профсоюзная путевка в отпуск – вот атрибуты жизни советского кузнеца. А так шатался бы по всяким творческим объединениям, доставал бы беззащитных литературных функционеров, мол, напечатайте мои гениальные стихи, издайте и гонорар заплатите немедленно. Нет, друзья, кузнец в России больше, чем поэт!

Тем более что наш герой не утратил интереса к науке и искусству, по ходу цитирует Шекспира и ремесленный устав XVII века, играет на гитаре и балуется стишками (рифмованные строки для кино взяли у поэта Михаила Матусовского, уроженца Луганска, кстати). Словом, пролетарий-интеллигент, новый человеческий тип.

Жил бы Костя спокойно и радостно, но в один дивный день балерина прибыла с группой артистов на завод, чтобы осчастливить рабочий класс шефским концертом. Старые дрожжи любви всколыхнулись, забродили по-новому, пошли переживания. К тому же наш кузнец оказался каким-то рефлексирующим субъектом. Ясно ведь, чего хочет, тем паче подруга детства отвечает взаимностью, но нет же, тянул, мялся чего-то, не решался. Чуть не расстался с зазнобой, благо вовремя прыгнул за ней в самолет и улетел в город, где есть театр оперы и балета, и танцорка нацелилась оказаться в его труппе, чтобы хоть лягушку плясать, но в «Лебедином озере».

На работе у кузнеца прогул и скандал с коллективом, вплоть до увольнения, так еще и с личной жизнью опять не ладно – новый виток сомнений и колебаний случился. Мог вообще-то и по наклонной покатиться наш магистр молота и наковальни, но товарищи не бросили в беде, подняли человека с дивана и извлекли из депрессивного настроения. Чуть не силой спровадили жениться!
Уверен, что после титра «Конец фильма» у персонажей наступило счастье в быту и на производстве. Пусть молодым и пришлось жить в разных городах. Потому как в ареале обитания кузнеца заводов было 8, а оперного театра ни одного. Ничего, на выходные летал к жене для восстановления баланса чувств.

Жданов, как место событий фильма, был выбран уместно. Герой-то не в ветхой кустарной кузнице молоточком стучал, а орудовал гигантским механическим молотом на металлургическом комбинате. «Азовсталь» для этого идеальная декорация. Кроме знаменитого завода и его окрестностей, на пленку попали ждановские улицы первой половины 70-х годов минувшего века: центр города и Левый берег. Порт тоже смотрится впечатляюще.

Предположу, что режиссер фильма Александр Гаврилов, скорее всего, добрая душа. На карликовые эпизодические роли он пригласил корифеев былых времен, дал старикам заработать. Зоя Федорова сыграла заботливую вахтершу, а гениальный Сергей Филиппов – бдительного швейцара. Еще один могучий актер старой школы, Борис Чирков, выступил в ключевом образе мудрого мастера кузнечного цеха дяди Миши.

Есть в фильме принципиальный, но странноватый эпизод. Я, во всяком случае, не нашел ему логического пояснения. Географической привязки в фильме нет. Если предположить, что Жданов играет сам себя, то Полина отправилась пристраивать свои таланты и пуанты в городе с оперным театром в 700 с чем-то километрах от Кости – вариантов можно придумать целый ряд. Но кузнец, ни с того ни с сего сорвавшийся с места и улетевший сопровождать балерину, дал коллегам телеграмму: выручайте-де, мужики, вышлите 50 рублей в аэропорт (внимание!) Донецка. То есть Полина что, в Донецкий театр оперы и балета записаться надумала? Но тогда Жданов – это не Жданов, а совсем другой город у моря. Занятно… Накрутили чего-то киношники. Впрочем, люди они увлекающиеся, творческие. До мелочей ли, когда ваяется эпохальное полотно?

Фишка фильма

Холл гостиницы «Центральная», где протекала сцена с Сергеем Филипповым и Александром Кавалеровым (создатель образа Мамочки в «Республики ШКИД» на этот раз сыграл разгильдяя, ступившего на путь перековки), был оборудован во Дворце бракосочетаний города Жданов.

MARMAZOV.RU

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий